Интегральная антропология в эпоху глобализации

Интегральная антропология в эпоху глобализации.

Эпоха глобализации, в которую так скоро и внезапно шагнуло человечество, создает для нас новые вызовы и новую реальность. Нас семь миллиардов, и мы оказались не только во взаимозависимых, тесных экономических отношениях и географически тесных, проницаемых границах, но и в еще более тесных, интимных, информационных потоках, сталкивающих нас, таких разных, друг с другом в информационной социальной сети.

Теоретики информационного общества писали в период его зачатия о сложностях самоидентификации, сложностях в отношениях с потоками времени и пространством, о виртуализации реальности и многих других проблемах и особенностях, которые могут возникнуть [1], и мы действительно столкнулись с ними. Одна из самых главных сложностей, судя по происходящим событиям в мире -это как нам всем (людям с разными ценностями, разным мировоззрением, разным политическим и экономическим развитием) вместе уживаться  в  тесных границах как реальных, так и виртуальных.

Как человечество мы обнаружили себя в условной коммунальной квартире, где проблема в комнате пьющего соседа становится проблемой для всех. Где лихорадка Эбола в Африке перестала быть проблемой этого континента в связи со свободным и быстрым перемещением, где экономический или социальный кризис в одной стране затрагивает глобальную мировую экономику, где политический кризис в другой стране касается политических систем и режимов в остальных странах, где высказанная ценностная фраза в одном сообществе в мгновение ока попадает в поле зрение другого и вызывает социальные столкновения. Нет больше таких специфических внутренних событий, дел, функционирования на уровне национальных государств или социальных сообществ, которые бы никак не затрагивали или не касались друг друга.

Кризис глобализации, в который мы так дружно вступили, благодаря техническому, научному прогрессу и росту популяции, как и любой кризис, является сигналом для необходимой трансформации. Я не буду касаться возможных трансформационных процессов в социальной, экономической, политической системах. Я хочу затронуть тему трансформационных процессов в сознании, которые, как мне кажется, происходят, необходимы и возможны в текущем кризисе с точки зрения интегрального подхода.

Интегральный подход говорит нам о том, что мы отличаемся друг от друга горизонтально (у нас разные культуры, смыслы, ценности, образ жизни, темпераменты, условия среды) и вертикально (у нас разные эволюционные уровни/стадии развития Сознания) [2]. Соответственно в эпоху глобализации происходят разногласия и столкновения как горизонтальные (культурные, религиозные), так и вертикальные (различное отношение к реальности и разный опыт ее проживания и самоосознавания). Это очень сложная ситуация и очень запутанная, так как о нашем человеческом сознании и о его эволюционном развитии мы пока еще знаем очень мало.

Если мы взглянем на себя в контексте биологического вида, проживающего на планете Земля, то мы увидим, что  по сути еще очень молоды и незрелы в том, как мы проявляемся и что мы знаем о себе и о мире. Рациональный, объективный, научный подход к самоосознаванию и изучению окружающей среды устойчиво существует  всего лишь пару столетий.

Мы очень долго осваивали и проходили период, связанный непосредственно с выживанием, освоением территории, расширением (экспансией) нашего вида. Наше коллективное сознание на протяжении тысяч лет, было фиксировано на внешних перспективах и квадрантах, то есть на том, что нас окружало вовне. И хотя индивидуальная рефлексия и изучение внутренних феноменов безусловно возникли очень рано, в первом первобытном мифе и смысле, они пока еще не ушли дальше антропоцентрического, мифического понимания самих себя как живых, осознающих существ в коллективном аспекте.

Сейчас  этот факт делают очень видимым информационные технологии и сеть. Сотни миллионов различных сознаний вышли друг к другу практически напрямую, с мгновенной обратной связью, с огромным количеством мнений, точек зрения, мировосприятия, знаний, мифов, лжи, фактов, с передачей эмоций. Когда-то создатели информационной сети предполагали, что это приведет к большему объединению и взаимосвязям, к расширению перспектив, но сейчас наоборот люди добровольно разрывают эти взаимосвязи и объединяются в закрытые социальные, информационные группы, фильтруют информацию только по своим интересам и убеждениям, отключаются от потоков, противоречащих их ценностным убеждениям. Кроме того, такой массив различной информации и ее легкая подделка и фальсификация вызывают дезориентацию в ценностных опорах, недоверие к фактам и событиям. По сути, в эпоху глобализации при всем объединении и тесноте системных и информационных структур мы стремительно разделяемся, а также ищем опору в том, на что эволюционно успешно опирались уже длительное время — это традиционные, консервативные, религиозные ценности. Коллективное сознание нашего вида, преимущественно опорное пока еще на Янтарной стадии [3], оказалось не готовым переварить  реальность, которую создало рациональное сознание Оранжевого уровня и плюралистическое Зеленого уровня. Возникают новые радикальные, религиозные течения, религиозные войны, религиозный терроризм, активно реабилитируются патриархальные ценности, консервативный взгляд на отношения, сексуальность и т.д.. Из другого пласта сознания все чаще тревожно звучат  слова «средневековье», «мракобесие», «варварство».  Происходит закономерный откат Янтарного сознания в связи с невозможностью справиться с новыми условиями существования.

Янтарное сознание само по себе действительно не может существовать в этих новых условиях, так как оно по своей структуре не принимает различные точки зрения и средовую неопределенность. А также пока не понимает тот факт, что пользуясь привилегиями новых постиндустриальных условий жизни в НП [4], невозможно избежать трансформации, которая при этом необходима и возникает в сфере ценностей и сознания. Больше невозможно находиться  на Янтарной стадии сознания  и при этом сохранять технологически развитую, сытую среду, закономерно создавшую численный рост популяции и глобализацию как таковую. Либо мы разрушаем эту новую среду через войны и через старые, хорошо известные нам, традиционные, ксенофобные, репрессивные практики, и возвращаем Янтарному уровню соответствующий ему НП — доиндустриальное общество, либо мы двигаемся дальше в эволюции сознания коллективно. Это переход для человечества из опорного и понятного, жестокого и эгоцентричного коллективного детства в непонятное, неизвестное, сложное коллективное подростковое существование. Но так как мы не дети, а взрослые индивидуумы со всем спектром возможностей, доступом к оружию массового уничтожения и со свободой волей, исход этого перехода может быть любой, включая и наше видовое исчезновение.

Как коллективный подросток, мы начинаем с коллективной рефлексии и самопознания — кто мы есть? для чего мы здесь? на этой планете как вид, как форма жизни и как форма сознания? Только недавно с возникновением эпистемологии, феноменологии, психологии мы стали понимать как работает наше сознание, познавательная деятельность, как мы структурируем и интерпретируем реальность, и какие ограничения у нас в этом существуют. Более — менее освоив внешнюю реальность, закрыв базовые потребности выживания ( к сожалению еще не везде), мы только подходим к освоению и изучению своей внутренней реальности, внутренних перспектив из которых мы выстраиваем нашу жизнь и взаимоотношения. Мы не просто феноменологически наблюдаем и проживаем эту внутреннюю реальность, но и наконец пытаемся понять и изучить с помощью научного подхода ее закономерности, механизмы ее работы, ее развитие. Интегральный подход предлагает учитывать в этом процессе все возможные перспективы как индивидуальные/коллективные, внутренние/внешние, исторический и эволюционный контекст,  культурные/типовые различия. Интегральная антропология -это изучение человека как вида в эволюционном контексте и с учетом развития его сознания, его ограничений и возможностей.

Эта практика познания и новой коллективной рефлексии, как мне кажется, может дать возможность для благополучного выхода  из кризиса глобализации. Эта рефлексия не только позволяет нам больше узнать о себе, она также помогает возникнуть новому навыку — второй коллективной перспективе. Позволяет изучать себя не только внутри видового контекста и антропоцентризма, а в перспективе восприятия себя как еще одной формы жизни во Вселенной. Это как если бы мы изучали  человечество, будучи другой формой жизни, посетившей нашу планету. Что бы мы увидели тогда через эту перспективу? Как бы мы интерпретировали то, что происходит с человечеством? Что бы мы обнаружили относительно того, что человечество уже живет среди различных земных форм жизни и сознания и как оно с ними сосуществует? Можем ли мы взглянуть на себя глазами другого вида, как мы когда-то смогли увидеть себя глазами другого человека? И что мы тогда увидим…Что?

Автор: Алина Чумакова.

Продолжение.

  1. Ж. Бодрийяр, М. Касте́льс, Э. Гидденс.
  2. Кен Уилбер — Интегральная духовность. — Электронное издание. — М.: Ipraktik, 2013, Интегральная психология. Сознание, Дух, Психология, Терапия. — 2004.  и другие книги.
  3. Подробнее в книгах Кена Уилбера или здесь и здесь  ( Янтарный соответствует Конформному и Самосознающему уровням).
  4. НП — нижний правый квадрант, коллективное социальное измерение и перспектива в Интегральном подходе.

© www.integralpro.ru