Система Самости и развитие.

Система Самости и развитие. Первая часть.

Десять лет назад, когда мы встретились и начали свое исследование, тема психологического развития взрослых в России исчерпывалась преимущественно возрастным развитием, где взрослость рассматривалась через определенные возрастные периоды в контексте этапов социальной жизни и конвенции: выход на работу и профессиональная деятельность, создание семьи, рождение детей, выход на пенсию, процесс старения. Этот подход мало объяснял и описывал внутренние, психологические процессы и изменения у взрослых людей, особенно с точки зрения психологической зрелости, мудрости, духовного развития.

Наш собственный многолетний интерес к этим аспектам взрослости, изучение работ теоретиков развития (Д. Левинджер, С. Кук-Гройтер, К. Уилбера, Л. Колберга, А. Маслоу, К. Грейвза и многих других), медитативная практика, практики самопознания, психотерапевтическая работа привели нас к встрече в Московском интегральном клубе (МИК) в 2008 году и к началу совместного исследования темы развития.

За эти интересные и насыщенные десять лет мы прошли непростой путь пересмотра разных карт развития, сложных вопросов и противоречий, методов практического исследования, открытий в своей собственной практике. В результате у нас появилась новая концепция развития сознания и его системы. С каждым годом исследования наша теория развития (впервые представленная в 2011 году на Интегральной конференции в Москве) менялась и продолжает изменяться по мере уточнения карты и территории, а также с учетом опыта нашей собственной практики и жизни.
Эта статья является кратким изложением последней версии нашей исследовательской работы. И она не возникла бы без участников МИК и русскоязычного интегрального сообщества, которым мы очень благодарны и признательны за все обсуждения, непосредственное участие в эмпирических исследованиях, критику и возможность делиться.

Содержание:
1.Введение.
Что и как изучают теоретики взрослого развития.
2. Определение и описание системы Самости.
Что развивается.
3. Основные этапы развития. Направление и принципы развития.
4. Этап социальной адаптации.Недифференцированная стадия.Чувственно-познающая стадия.Самоутверждающая стадия.Стадия конформности.
5. Этап социальной индивидуации. Стадия самоосознавания. Стадия самоактуализации.
6. Этап трансперсональной интеграции.Стадия трансперсональной интеграции.
7. Заключение.

1. Введение.
Что и как изучают теоретики взрослого развития.

То, каким образом исследователь изучает сознание, как он его воспринимает и как подходит к исследованию, зависит от возможностей и ограничений его собственной стадии развития, а также от теоретических и эмпирических знаний, которые есть в его распоряжении.
Мы видим, что исследователи изучают развитие через исследование отдельных аспектов психики (например, мышление (Пиаже, Коммонс), суждения морали (Кольберг), логика действий (Торберт)), или комплексов этих аспектов (линии развития (Уилбер), эго (Левинджер, Кук-Гройтер)). Обычно исследователи наблюдают и фиксируют эти качественно разные проявления психики через письменные или устные отчеты у взрослых. То есть, они видят разных взрослых и относят этих разных взрослых к соответствующим стадиям развития в рамках своих представлений о них.

Трудность, с которой мы столкнулись, когда начали свое исследование, заключалась в том, что эти теории   практически не объясняют сам процесс и закономерность развития, его внутреннюю структуру и динамику, а именно не отвечают на вопросы:

  • Почему на каждой стадии мы фиксируем именно такие проявления и характеристики психических процессов (потребностей, мышления, ценностей, рефлексии, отношений и т.д.) у взрослых?
  • Как происходит развитие, и возникают новые стадии?
  • За счет чего возникают переходы со стадий на стадию?
  • Что влияет на развитие (замедляет, ускоряет, искажает)?

Кроме того, у теоретиков стадийного (вертикального) развития есть значимый оппонент в виде   типологических теорий. В этих теориях исследователи также наблюдают и фиксируют психологически разных взрослых, но относят качественные различия к врожденным и индивидуальным (горизонтальным), объединяя их в типологии, а не в стадии. Мы видели, что часто происходит отнесение одних и тех же характеристик психики к типу в типологических моделях, и к стадии в моделях развития, что создает путаницу — в чем же тогда проявляется стадия развития, а в чем это уже проявления типа.

Еще одно затруднение в исследованиях развития взрослых, с которым мы столкнулись — это описание и интерпретация наиболее зрелых стадий развития. Авторы не только разнятся в описании стадий, но и в их количестве, а эмпирическое подтверждение этих стадий крайне скудно у всех без исключения исследователей. При этом популяризация темы взрослого развития направлена на достижение именно этих, плохо описанных, недостаточно изученных и редко встречающихся стадий. И остается практически без внимания то, каким образом экологично проживать годы и десятилетия человеческой жизни в пределах актуальной стадии развития.

Немного о методологии.
Интегральный подход (ИП) Кена Уилбера с точки зрения эпистемологии представляется нам наиболее всеохватным инструментом в исследовании сознания, поэтому мы взяли его в основу своей работы. ИП подразумевает не только объединение разных аспектов того или иного явления, но и учитывает связность и взаимодействие между ними, а также целостность всей системы и ее качественные изменения. Таким образом, разделение психики на элементы или линии развития, которое использует большинство теоретиков развития, нельзя в полной мере назвать интегральным подходом к изучению сознания и развития. Безусловно, исследование и измерение различных элементов психики является более удобным и простым способом познания, но не отражает целостность, которая присуща внутреннему пространству сознания.

Согласно ИП исследования сознания, основанные на измерении, изучении, наблюдении внешнего поведения, данных тестов, относятся к внешней перспективе познания. Именно из этой перспективы в основном исходят в своей методологии исследователи взрослого развития, и она является основной в современной академической науке.

Опираясь на ИП как на инструмент, мы можем добавить к этой внешней перспективе и внутреннюю перспективу — феноменологию. Некоторые теоретики взрослого развития используют феноменологию, особенно в описании постконвенциональных стадий развития и общего направления развития как такового (Уилбер, Кук-Гройтер и др.). Этот взгляд на вертикальное развитие строится преимущественно на феноменологии буддизма и восточных традиций: медитаций и мистических практик, направленных на исследование внутренних процессов с отделением того, что называют «эго» от глубинного измерения для достижения определенных состояний сознания и духовных целей.

Однако в феноменологии сознания есть исследования внутренних процессов совсем с другой целью — это психотерапевтические подходы. Когда психологи, а не духовные практики, стали непосредственно изучать через самоанализ (психоанализ, экзистенциальный анализ) внутреннее пространство не с целью достичь просветления или связи с Богом, а с исследовательской целью (что там происходит, как это работает), то они обнаружили другие данные, и открылась новая территория этого пространства. Было открыто бессознательное, различные внутренние структуры и комплексы в психике, архетипические пласты, глубинные нуминозные и социальные личностные измерения. Впервые были описаны разные модели системы психики (З.Фрейд, К.Юнг, Р.Ассаджоли, В.Франкл, Э.Берн и другие).
И хотя эти модели имеют практическую точку приложения к здоровому и нездоровому функционированию психики, а не к развитию взрослых, они показали очень значимую реальность во внутреннем пространстве сознания. Именно эта феноменология   в нашей работе стала главной дополняющей перспективой в подходе к взрослому развитию.

Мы использовали следующие данные в своем исследовании темы развития:

Внутренние перспективы
— феноменология духовного измерения (мистические традиции, собственная медитативная практика);
— феноменология психического измерения (опыт психодинамических и экзистенциальных психотерапевтических подходов, собственная психотерапевтическая практика);
— внимание к языку, к культуре и способу мышления, которые они формируют.

Внешние перспективы
— данные основных исследований детского и взрослого развития;
— измерение развития взрослых через наблюдение поведения, через письменные и устные отчеты/тесты;
— данные типологических моделей;
— данные общей психологии, клинической психологии и нейронауки.

Индивидуальное сознание, которое мы называем в нашей работе Самостью, и его развитие раскрылось с перспективы целостности и системности. Благодаря пониманию этой целостной системы, ее структуры и внутренней динамики можно ответить, на наш взгляд, на вопросы: каким образом возникают стадии, как различаются стадии и типы, что влияет на развитие. Это позволяет также прояснить и уточнить описание стадий и понять, каким образом можно проживать каждую стадию наиболее оптимально.

2. Определение и описание системы Самости.
Что развивается.

Как только исследователи начинают описывать внутренние феномены, такие как сознание, психика, дух, они входят в зыбкое поле их определений. Сложность в определении и описании заключается не только в том, что мы пытаемся описать такой феномен как сознание с помощью него самого, но и делаем это исключительно в рамках своих ограничений как человеческих существ. Таким образом, априори мы исключаем из этого описания полную объективность.
Сознание не может быть только объектом, предметом, которое мы изучаем. Оно одновременно и субъект, который исследует сам себя с помощью себя самого.
Однако, если принимать свои ограничения и не стремиться к недостижимой абсолютной объективности, а просто следовать процессу исследования и учитывать эти ограничения, то мы можем узнать и понять многое как о себе, так и о феномене в целом.

Таки образом, когда мы говорим о Самости как об индивидуальном сознании, речь идет, прежде всего, о сознании человеческих существ и о его развитии, а не вообще о сознании как о феномене присущим всем, так как мы и другие исследователи изучаем людей. Экстраполяция человеческого опыта на другие живые или неживые формы (панпсихизм) представляется нам спорным, преждевременным и больше философским допущением, источником которого может быть привычный для человеческого сознания антропоцентризм.

В нашем определении Самость — это целостная, сложная, многомерная и многогранная, динамичная система индивидуального сознания.
Самость, как система, формируется и осуществляется через такие качества  сознания как: восприятие, внимание (его направленность и объем), способность к обработке информации (интеллект), интерпретация в рамках языка и культуры, память; через то, с чем мы отождествляемся и кем себя ощущаем; и непосредственно через индивидуальный опыт жизни.

Система самости включает:

  • Измерения Самости: Грубое/Эго, Тонкое, Причинное.
  • Опорные структуры Эго: Непосредственное Я, Социальное Я, Глубинное Я. Субличности.
  • Область осознаваемого. Отождествление.
  • Области бессознательного: индивидуальное и коллективное бессознательное.
  • Стадии развития.
  • Типы.
  • Состояния сознания.

Основные элементы и структуры системы Самости сложно описать в отрыве от развития, так как каждая из них появляется и выполняет свою функцию на определенной стадии. На разных этапах возникает различная связь и внутренняя динамика между элементами и структурами Самости. Особенно важными в формировании стадий развития оказались структура Эго и его внутренняя динамика. В следующей части мы кратко опишем основные аспекты системы.

Продолжение следует…
Вторая часть.

Авторы ©Алина Чумакова, Динара Бадаева. 2018
© www.integralpro.ru
Все права защищены. Использование материалов и цитирование возможно только с указанием авторов и источника.