Система Самости и развитие.

Система Самости и развитие. Первая часть.

В 2008 году, когда мы встретились и начали свое исследование, тема психологического развития взрослых в России исчерпывалась преимущественно возрастным развитием.  Взрослость рассматривалась через определенные возрастные периоды в контексте этапов социальной жизни и конвенции: выход на работу и профессиональная деятельность, создание семьи, рождение детей, выход на пенсию, процесс старения. Этот подход мало объяснял и описывал внутренние, психологические процессы и изменения у взрослых людей, особенно с точки зрения психологической зрелости, мудрости, духовного развития.

Наш собственный многолетний интерес к этим аспектам взрослости, изучение работ теоретиков развития (Д. Левинджер, С. Кук-Гройтер, К. Уилбера, Л. Колберга, А. Маслоу, К. Грейвза и многих других), медитативная практика, психотерапевтическая работа привели нас к встрече в Московском интегральном клубе (МИК) и к началу совместного исследования темы развития.

За это интересное и насыщенное время  мы прошли непростой путь пересмотра разных карт развития, разрешения сложных вопросов и противоречий, практического исследования и открытий в своей собственной практике. В результате у нас появилась новая концепция системы сознания и его развития. С каждым годом исследования наша теория развития (впервые представленная в 2011 году на Интегральной конференции в Москве) менялась и продолжает изменяться по мере уточнения карты и территории, а также с учетом опыта нашей собственной психологической практики и жизни.
Эта статья является кратким изложением последней версии нашей исследовательской работы. Она не возникла бы без участников Московского интегрального клуба и русскоязычного интегрального сообщества, которым мы очень благодарны и признательны за все обсуждения, непосредственное участие в эмпирических исследованиях, критику и возможность делиться.

Содержание:
1.Введение.
Что и как изучают теоретики взрослого развития.
2. Определение и описание системы Самости.
Что развивается.
3. Основные этапы развития. Направление и принципы развития.
4. Этап социальной адаптации.
Недифференцированная стадия.
Чувственно-познающая стадия.
Самоутверждающая стадия.
Стадия Конформности.
5. Этап социальной индивидуации.
Стадия Самоосознавания.
Стадия Самоактуализации.
6. Этап трансперсональной интеграции.
Стадия Трансперсональной интеграции.
7. Заключение.

  1. Введение.
    Что и как изучают теоретики взрослого развития.

Методы, с помощью которых исследователь изучает сознание, как он его воспринимает и как подходит к исследованию, зависят от возможностей и ограничений его собственной стадии развития, а также от теоретических и эмпирических знаний, которые есть в его распоряжении.
Мы видим, что исследователи как правило изучают развитие через исследование отдельных аспектов психики (например, мышления (Пиаже, Коммонс), суждений морали (Кольберг), логики действий (Торберт)). Либо сознание рассматривается через сочетание этих аспектов (линии развития (Уилбер,) или как целостная система ( теория Эго развития Левинджер, Кук-Гройтер).  Эмпирически исследователи наблюдают и фиксируют качественно разные проявления психики через письменные или устные отчеты у взрослых. То есть, они видят разных взрослых и относят этих разных взрослых к соответствующим стадиям развития в рамках своих представлений о самом развитии.

Трудность, с которой мы столкнулись, когда начали свое исследование, заключалась в том, что такие теории   практически не объясняют сам процесс и закономерность развития, его внутреннюю структуру и динамику, а именно не отвечают на вопросы:

  • Почему на каждой стадии мы фиксируем именно такие проявления и характеристики психических процессов у взрослых (потребностей, мышления, ценностей, рефлексии, отношений и т.д.)?
  • Как происходит сам процесс развития, и возникают новые стадии?
  • За счет чего возникают переходы со стадий на стадию?
  • Что влияет на развитие (замедляет, ускоряет, искажает)?

Кроме того, у теоретиков стадийного (вертикального) развития есть значимый оппонент в виде  типологических теорий. В этих теориях исследователи также наблюдают и фиксируют психологически разных взрослых, но относят качественные различия к врожденным и индивидуальным (горизонтальным), объединяя их в типологии, а не в стадии развития. Мы видели, что часто одни и те же проявления психики взрослых относят к определенному типу в типологических моделях, и к определенной стадии в моделях развития. Это создает некоторую путаницу — в чем же тогда проявляется стадия развития, а в чем это уже проявления типа.

Еще одно затруднение в исследованиях развития взрослых, с которым мы столкнулись — это описание и интерпретация наиболее зрелых стадий развития. Авторы не только разнятся в описании этих стадий, но и в их количестве. Эмпирическое подтверждение этих стадий крайне скудно у всех без исключения исследователей. При этом популяризация темы взрослого развития направлена на достижение именно этих, плохо описанных, недостаточно изученных и редко встречающихся стадий. Также остается практически без внимания то, каким образом экологично проживать годы и десятилетия человеческой жизни в пределах актуальной для человека стадии развития.

Немного о методологии.
Интегральный подход (ИП) Кена Уилбера с точки зрения методологии представляется нам наиболее всеохватным инструментом в исследовании сознания, поэтому мы взяли его в основу своей работы. ИП подразумевает не только объединение разных аспектов того или иного явления, но и учитывает связность и взаимодействие между ними, неразрывную целостность всей системы сознания. Таким образом, разделение психики на элементы (или линии развития), которое использует большинство теоретиков развития, нельзя в полной мере назвать интегральным подходом к изучению сознания и развития. Безусловно, исследование и измерение различных элементов психики является более удобным и простым способом познания, но не отражает целостность, которая присуща процессам сознания.

Согласно ИП теории сознания, основанные на измерении, изучении, наблюдении внешнего поведения, данных тестов и экспериментов, относятся к внешней перспективе познания. Именно из этой перспективы в основном исходят в своей методологии исследователи взрослого развития, и она является основной в современной академической науке.

Опираясь на ИП как на инструмент, мы можем добавить к этой внешней перспективе и внутреннюю перспективу — феноменологию (непосредственное наблюдение внутренних процессов). Некоторые теоретики взрослого развития используют феноменологический подход в описании постконвенциональных стадий развития и общего направления развития как такового (Уилбер, Кук-Гройтер и др.). Этот взгляд на развитие сознания строится преимущественно на феноменологии буддизма и других восточных традиций, медитаций и мистических практик. Обычно такие практики направлены на исследование внутренних процессов с отделением определенного аспекта сознания, которое называют «эго», для достижения определенных состояний сознания и духовных целей («просветление», «освобождение от страдания» и так далее).

Однако существуют феноменологические исследования процессов сознания совсем с другой целью и в другом контексте.  Когда психологи, а не духовные практики, стали непосредственно изучать через самоанализ (психоанализ, экзистенциальный анализ) внутреннее пространство не с целью достичь просветления или связи с Богом, а с исследовательской целью (что там происходит, как это работает), то они обнаружили данные, которые были упущены  восточными религиозными традициями. Открылась новая территория пространства сознания — бессознательное, различные внутренние структуры и комплексы в психике, архетипические формы, глубинные нуминозные и социальные личностные измерения. Впервые были описаны разные модели системы психики (З.Фрейд, К.Юнг, Р.Ассаджоли, В.Франкл, Э.Берн и другие).
И, хотя эти модели имеют практическую точку приложения к здоровому и нездоровому функционированию психики, а не к развитию взрослых, они показали очень значимую реальность во внутреннем пространстве сознания. Именно эта феноменология  в нашей работе стала главной дополняющей перспективой в подходе к развитию сознания.

Мы использовали следующие данные в своем исследовании:

Внутренняя перспектива
— феноменология духовного измерения (мистические традиции, собственная медитативная практика);
— феноменология психического измерения (опыт психодинамических и экзистенциальных психотерапевтических подходов, собственная психотерапевтическая практика);
—  особенности языка, культуры и их влияние на сознание

Внешняя перспектива
— данные основных исследований детского и взрослого развития;
— измерение развития взрослых через наблюдение поведения, через письменные и устные отчеты/тесты;
— данные типологических моделей;
— данные общей психологии, клинической психологии и нейронауки.

Индивидуальное сознание человека, которое мы называем в нашей работе Самостью, и его развитие раскрылось с перспективы целостности и системности. Благодаря пониманию этой целостной системы, ее структуры и внутренней динамики можно ответить, на наш взгляд, на вопросы: каким образом возникают стадии развития, как различаются стадии развития и типы, что влияет на развитие. Это позволяет прояснить и уточнить описание стадий развития и понять, каким образом можно проживать каждую стадию наиболее оптимально.

  1. Определение и описание системы Самости.
    Что развивается.

Как только исследователи начинают описывать внутренние феномены, такие как сознание, психика, дух, они входят в зыбкое поле их определений. Сложность в определении и описании заключается не только в том, что мы пытаемся описать такой феномен как сознание с помощью него самого, но и делаем это исключительно в рамках своих ограничений как человеческих существ. Таким образом, априори мы исключаем из этого описания полную объективность.
Сознание не может быть только объектом, предметом, которое мы изучаем. Оно одновременно и субъект, который исследует сам себя с помощью себя самого.
Однако, если принимать свои ограничения и не стремиться к недостижимой абсолютной объективности, а просто следовать процессу исследования и учитывать эти ограничения, то мы можем узнать и понять многое как о себе, так и о феномене в целом.

Таки образом, когда мы говорим о Самости как об индивидуальном сознании, речь идет, прежде всего, о сознании человеческих существ и о его развитии, а не вообще о сознании как о феномене присущим всем, так как мы и другие исследователи изучаем людей. Экстраполяция человеческого опыта на другие живые или неживые формы (панпсихизм) представляется нам спорным, преждевременным и больше философским допущением, источником которого может быть привычный для человеческого сознания антропоцентризм.

В нашем определении Самость — это целостная, сложная, многомерная и многогранная, динамичная система индивидуального сознания.
Самость, как система, формируется и осуществляется через следующие  аспекты сознания:
— Когнитивные. Восприятие, внимание (его направленность и объем), способность к обработке информации (интеллект), мышление и интерпретация в рамках языка и культуры, память;
— Через самоощущение, чувство идентичности. Это то, с чем мы отождествляемся и кем себя ощущаем;
— Непосредственно через индивидуальный опыт жизни.

Система самости включает:

  • Измерения Самости: Грубое/Эго, Тонкое, Глубинное/Глубинное Я.
  • Опорные структуры Грубого измерения/Эго: Непосредственное Я, Социальное Я. Субличности.
  • Область осознаваемого. Отождествление.
  • Области бессознательного: индивидуальное и коллективное бессознательное.
  • Стадии развития.
  • Типы.
  • Состояния сознания.

Основные структуры системы Самости сложно описать в отрыве от развития, так как каждая из них появляется и выполняет свою функцию на определенной стадии. На разных этапах возникает различная связь и внутренняя динамика между структурами Самости. Особенно важными в формировании стадий развития являются структура Эго и его внутренняя динамика.
В следующей части мы кратко опишем основные аспекты системы. Вторая часть.

Авторы ©Алина Чумакова, Динара Бадаева. 2018
© www.integralpro.ru
Все права защищены. Использование материалов и цитирование возможно только с указанием авторов и источника.