Распад матрицы Уилбера-Комбса: Взаимопроникновение стадий состояний и стадий структур. Терри Д. О’Фаллон

Аннотация

В этой статье мы рассматриваем три модели, доставшиеся нам по наследству и описывающие отношения стадий структур к стадиям состояниям, а также отдаем им дань уважения. Модель, представленная в этой работе – прямой потомок данных теорий; в ней мы пытаемся объединить эти предшествующие модели и показать, как стадии состояний пронизывают спектр развития. Также в предложенной модели мы уточняем структурные стадии развития, описывая стадийно повторяющиеся паттерны развития и состояний, а затем, дав определение терминам, делаем выводы. Переплетение описаний стадий состояний и межстадийных паттернов дает начало концептуальной модели Грубого, Тонкого, Причинного и Недвойственного планов (стадий), существующих внутри подробно исследованных структур развития. В результате возникает иная интерпретация отношений между структуными стадиями и стадиями состояний, показывающая, как две эти стороны человеческого существования взаимопроникают в ходе обычного развития. Далее мы подробнее развиваем это представление, завершая статью скептическими вопросами и гипотетическими выводами, которые могут оказать влияние на теории будущего.

Ключевые слова: стадии состояний, стадии структур, матрица Уилбера-Комбса, тест незаконченных предложений, Кук-Гройтер, Ауробиндо

Автор хотела бы поблагодарить своих учителей, Кена Уилбера и Сюзанну Кук-Гройтер, за то, что они щедро делились своими блестящими идеями, на которых построена данная модель. Письма по поводу этой работы можно присылать по адресу: Terri O’Fallon 660 Wildwood Blvd. SW A-18, Issaquah WA 98027. Электронный адрес: terrio@earthlink.net

Терри Д. О’Фаллон Developmental Research Institute 1 мая 2010
*Перевод статьи осуществлен по заказу и инициативе Московского интегрального клуба. Переводчик  Александра Никулина.  2016 *

 

Распад матрицы Уилбера-Комбса:
Взаимопроникновение стадий и состояний

Стадии структур и стадии состояний: божественное взаимопроникновение во Вселенной

 

« В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста». (Быт. 1:1–2 , Синодальный перевод)

 

В большинстве культур и традиций – если не во всех – в той или иной форме присутствует история о сотворении мира, которая повествует о появлении небес, земли, космоса и их обитателей, и обычно подкрепляется глубокой верой в божественный промысел и непрерывную взаимосвязь всего в мире. Поэтому вполне уместно будет начать эту статью с интегральной истории творения (Aurobindo, 2000; Wilber, 1995, 2006).

 

История сотворения всего: Ауробиндо и Уилбер

Царство материи

Когда-то мир состоял исключительно из материи и до сих пор состоит преимущественно из нее; Ауробиндо (2000) называет материю уплотненным сознанием, пропитанным Божественным. Царство материи представляет собой мир неизмеримо малых движущихся объектов, которые по-своему оживляют материю, хотя мы, пребывая в царстве сознания, не до конца понимаем природу этого процесса, ведь по представлениям большинства людей у гранита, пыли, планеты или галактики нет сознания или инстинктов, несмотря на то, что материя неотделима от жизни как в микроскопических, так и в небесных объектах. В нашей истории сотворения история царства материи самая длинная.

 

Царство растений

В какой-то момент вечной истории Вселенной царство материи преобразовалось и породило царство растительной жизни, пройдя долгий путь эволюции: за многие эпохи мелкие и обширные скачки развития привели к появлению форм, для которых материя стала пищей, и которые развили систему обмена веществ, а также зачатки инстинктов, благодаря которым они научились более непосредственному взаимодействию с солнечными лучами. Царство растений превосходит и включает материю, поскольку растения питаются непосредственно ею – их рацион образуют питательные вещества небесного и земного происхождения. Растения развили собственные формы отношений и продолжения рода с помощью пыльцы и семян; так родился импульс к самосохранению. Растения зародились из материи, своего предка, и по сей день мы сохраняем эту материальную форму, доставшуюся нам по наследству. Когда жизнь покидает растение, древесные ветви и корни возвращаются к своей изначальной форме: материи, праху, окаменелостям, гумусу – подобно нашим человеческим костям. Инстинкты и стремление к самосохранению можно рассматривать как первые проявления Верхнего Левого и Нижнего Левого квадрантов в модели Уилбера (1995). Систему обмена веществ, позволяющую растениям питаться, и материю, которая является основой растительного организма, соответственно можно рассматривать как проявления Верхнего Правого и Нижнего Правого квадрантов.

 

Царство животных

Царство растений (Aurobindo, 2000) в конечном итоге также переживает трансформацию: ползучая лоза и прекрасные побеги, а также плавающие семена постепенно обретают подвижность, не завися больше от корней. В связи с этим появляются органы чувств, необходимые для движения – поначалу примитивные, затем все более развитые, и зарождается царство животных. Чтобы удовлетворить потребность в самосохранении, пропитании и обеспечить защиту от стихии с помощью еды и убежища, которые позволяют сохранить жизнь себе и своему потомству, появляются чувственные инстинкты. Употребление энтеогенных растений, вероятно, открыло царству животных доступ к состояниям сознания; в этом царстве продолжается развитие квадрантов (Wilber, 1995).

 

Царство сознания

Царство животных развивалось, поддерживая свой генетически заложенный импульс материальной формы, свое стремление к распространению, самосохранению и сохранению жизни потомства с помощью чувственных инстинктов, и спустя долгие века небольших и крупных скачков боговдохновенной эволюции, появилось царство сознания: это сознание превосходит, но в то же время включает в себя чувственные побуждения, достигающие совершенства в царстве животных, и становится сознанием, способным различать и занимать позицию. Ребенок рождается с системой органов чувств, которая развивается, формируя более тонкие различия, а в конечном итоге, позволяя человеку пользоваться сложным языком для передачи различных аналитических категорий, теорий, мировоззрений и систем верований. В царстве сознания эти способности являются врожденными; сознание заимствует форму чувственных инстинктов и способность устанавливать различия из царства животных и берет на вооружение все свое врожденное, генетическое наследие квадрантов – наследие, которое продолжает тянуться к развитию. Во всех квадрантах из ствола инстинктов, обменных процессов, поиска убежища и самосохранения, что корнями уходит в царство материи, вырастают ветви и листья линий развития. Достояние этого царства – царства сознания – способность видеть различия за пределами чувственного опыта. Эта способность делает нас отдельными существами, давая нам возможность становиться личностями и развиваться в качестве таковых, ведь именно для этого, похоже, создано сознание, несмотря на наши поиски и жажду божественного единства в переживании Грубых, Тонких, Причинных и Недвойственных стадий и состояний; единства, зачатки которого животные в своем царстве, возможно, испытывают при поедании котовника и астрагала.

 

Что дальше?

Есть ли следующее царство, и если да, то каких существ оно может породить? Ауробиндо (2000) полагает, что разрыв между царством сознания и следующим царством будет столь же велик, как разрыв между материей и растениями, растениями и животными, или животными и сознанием.

В этой работе мы исследуем царство сознания, а именно – эволюцию его состояний, выражающих Божественное; а также возможный характер их взаимопроникновения по всей вертикали развития в реальной, повседневной жизни.

 

Взаимопроникновение состояний и стадий: три шага одной истории

Многие исследователи изучают отношения между стадиями состояний – Грубой, Тонкой, Причинной, Недвойственной и всегда присутствующим Свидетелем, а также то, как эти стадии состояний связаны со стадиями структур (Combs, 2002; Fowler, 1981; Wilber, 1995, 2006). Уилбер указал на наличие этой связи в восьмой главе своей книги «Секс, Экология, Духовность» (Sex, Ecology, and Spirituality), поместив высшие стадии состояний над известными стадиями структур. Позднее Уилбер (2006) и Комбс (2002) разработали новую теорию и назвали ее матрицей Уилбера-Комбса (УК). Эта матрица изображена на Рисунке 1.

Рисунок 1. Матрица Уилбера-Комбса.

 

Я провела несколько лет, пытаясь заполнить каждую клетку этой таблицы, кропотливо трудясь над осмыслением этой матрицы и выискивая реальные проявления гармоничной связи между структурами и состояниями. Как-то раз, читая лекцию о матрице УК и зная, что большинство людей предпочитает вертикальную ось горизонтальной, я в игровой форме продемонстрировала равнозначность вертикали и горизонтали, повернув матрицу одной стороной так, чтобы она обрела иной вид. Я также заметила, что матрица УК, похоже, описывает сознание лишь одной личности. Когда я наклонила матрицу и представила ее с учетом взаимодействия двух людей, у меня неожиданно возник вариант этой модели, представленный на Рисунке 2.

Рисунок 2. V-образная модель блуждающих зон сознания.

В этой версии матрицы УК описываются блуждающие зоны сознания нескольких человек; в ней представлено, как стадии структур и стадии состояний личности могут взаимодействовать, а также как люди с разными особенностями сознания могут совместно находиться в определенной зоне сознания, возникающей на пересечении их отдельных зон. На этом изображении матрицы УК объединены «я» и «мы» (а затем к ним добавлено «оно»). В дальнейшем наша модель превратилась в динамическую, разделенную на квадранты форму матрицы УК (O’Fallon, in press b).

 

Размышления о трех моделях с позиций развития

 

Однако в своем собственном повседневном опыте я ощущала, что эти стадии состояний и структурные стадии еще более тесно взаимосвязаны, чем показано на данных схемах. Мой опыт говорил мне, что стадии состояний и стадии структур каким-то образом спрятаны друг в друге, не являясь столь явно разделенными, какими они с рациональной точки зрения выглядят в этих моделях.

Тем временем я прошла международный тест незаконченных предложений Лёвинджер-Кук-Гройтер (SCTi); эта шкала развития, помимо прочего, предназначена для оценки уровня развития Эго (Cook-Greuter, 1999; Le & Loevinger, 1989; Loevinger & Wessler, 1970). Этот тест привлек мое внимание, поскольку в нем также учитываются квадранты участников теста (Wilber, 1995), и основы предложений продуманы так, чтобы вызывать ответы с позиций мышления («Я»), эмоций и отношений («Мы») и поведения («Оно») (Cook-Greuter, 2002). Эти три ветви – «Я», «Мы» и «Оно» – можно также рассматривать как три линии: когнитивную, эмоциональную/связанную с отношениями и поведенческую. Свойства каждой из перспектив личности на этой шкале близки к типам, при этом сознание, очевидно, является нитью, которая пронизывает весь спектр развития (состояния). Еще одной особенностью конкретно этой шкалы является наличие двух высших, подтвержденных экспериментально, уровней, которых на этом этапе нет ни в одной другой шкале – уровней, поднимающихся до перспективы шестого лица (Cook-Greuter, 1999).

Большую пользу мне также принесло то, что в течение семи лет я взаимодействовала и наблюдала за участниками программы «Generating Transformative Change» института Pacific Integral (O’Fallon, in press a), поскольку в каждой группе проводилось тестирование SCTi, которое повторялось спустя два года. Подобная смесь опытных данных позволила нам отметить постепенные изменения в структуре развития людей, находящихся на одном (или на нескольких) из семи уровней, измеряемых этой девятиуровневой шкалой, а также на основе результатов теста SCTi, связанных с реальными наблюдениями, начать уточнять и более точно определять последние два уровня.

В ходе этих наблюдений я научилась распознавать на опыте некоторые из начальных структурных паттернов развития, описанных Кук-Гройтер, которые проявляются в личности по мере ее динамического развития в рамках паттернов пространства, времени, пар противоположностей, качеств определенной перспективы, ранних и поздних стадий личной перспективы, обратной связи (Cook-Greuter, 2002), аутопоэзиса и других. На определенном этапе этого процесса выяснилось, что многие из этих паттернов динамически повторяются на разных стадиях развития.

 

Стадийно повторяющиеся паттерны: более тонкие грани развития

 

Будет уместно привести краткое описание некоторых наиболее важных межстадийных паттернов, поскольку в нижеприведенной модели соединение этих повторяющихся паттернов указывает на начало и конец стадий.

 

Паттерны личной перспективы

Согласно исследованиям Кук-Гройтер (1999), существует шесть личных перспектив. Этот паттерн начинается с узкой позиции и расширяется с каждой перспективой:

  1. Перспектива первого лица – фокусирование на себе.
  2. Перспектива второго лица – фокусирование на себе и другом.
  3. Перспектива третьего лица – фокусирование на наблюдателе, который может сосредотачиваться на отдельном самом себе и другом (других).
  4. Перспектива четвертого лица – фокусирование на наблюдателе, наблюдающем другого наблюдателя, сосредоточенного на отдельном самом себе и другом (других).
  5. Перспектива пятого лица – видение предыдущего паттерна, т.е. наблюдение за наблюдающим наблюдателя; с перспективы пятого лица наблюдающий может двигаться по кругу от перспективы пятого к перспективам энного лица. (Cook-Greuter, 2002).
  6. Перспектива шестого лица – наблюдение за перспективами энного лица; наблюдатель начинает выходить за пределы этих перспектив и учится занимать перспективу, пользуясь паттернами наблюдения и выбора перспективы, не зависящих от стадии развития.

 

Паттерны пространства и времени

Личные перспективы варьируются от первого до шестого лица, и очень тесно связаны с пространством и временем. Чем более развитую перспективу занимает личность, тем шире охватываемое ею пространство – оно расширяется от границ собственной кожи при перспективе первого лица к границам ближайшего сообщества при перспективе второго лица, мироцентризму при перспективе третьего лица, вниманию ко всем чувствующим существам при перспективе четвертого лица и, наконец, включению в свой охват всей бесконечности при перспективе шестого лица. Тот же паттерн характерен и для времени – сначала это просто пребывание в настоящем (перспектива первого лица), затем осознавание в правилах основанных на традиции (перспектива второго лица), знание о прошлом и будущем примерно на пять лет вперед (перспектива третьего лица), восприятие прошлого и будущего в масштабах поколения (перспектива четвертого лица), затем – историческое видение прошлого и будущего (перспектива пятого лица) и восприятие вечности (перспектива шестого лица) (Cook-Greuter, 2002).

 

Качества (типы) в личных перспективах

С каждой личной перспективой возникает осознание определенного нового качества: (а) перспектива первого лица дает осознание такого качества как физическая личность человека; (б) перспектива второго лица позволяет осознать качество конкретных операций; (в) перспектива третьего лица открывает понимание абстрактного и формально-операционного мышления; (г) при перспективе четвертого лица включается осознание контекстов; (д) при перспективе пятого лица возникает осознание конструктов; (е) перспектива шестого лица дает осознание единства противоположностей (Cook-Greuter, 2002).

Горизонтальный повторяющийся паттерн «зала с зеркалами»

 

Этот паттерн раскрывает горизонтальную аутопоэтическую природу перспектив. Аутопоэзис – это процесс самокопирования, из-за которого мы неосознанно попадаемся в ловушку горизонтального повторяющегося паттерна качеств (описанного выше), который как будто гипнотизирует нас, пока нам не удастся из него выйти. К примеру, при развитой перспективе третьего лица горизонтальный повторяющийся паттерн аутопоэзиса выглядит как анализ формальных операций с помощью формальных операций, что иногда называют «аналитическим параличом (analysis paralysis)» на уровне абстрактных или формальных операций.

При развитой перспективе четвертого лица (Стратег/Изумрудный) повторяющийся горизонтальный паттерн представляет собой контексты внутри контекстов внутри контекстов; во внутренних квадрантах такой паттерн воплощается в качестве осознания уровней развития (т.е. осознание их вложенности, превосхождения и включения), во внешних квадрантах – в качестве систем внутри систем внутри систем (Bartalanffy, 1976).

При развитой перспективе пятого лица (Конструкт-сознающий/Бирюзовый), по всей видимости, появляется повторяющийся горизонтальный паттерн конструктов внутри конструктов внутри конструктов, из-за чего возникает «зеркальный зал» (Cook-Greuter, 2002), который просматривается изнутри (к примеру, проекции проекций) и/или снаружи (воплощение карт-конструктов внутри карт в других картах; сами по себе карты не являются оригинальными творениями, однако характер их сплетения друг с другом уникален).

При развитой перспективе шестого лица происходит объединение противоположных паттернов, что проявляется в осознании повторяющихся межстадийных паттернов как во внутренних, так и во внешних квадрантах.

 

Паттерн различения и предпочтения: «кресло-качалка» сознания

Вышеописанный паттерн аутопоэзиса относится к позднему или зрелому этапу развития определенной личной перспективы. На раннем этапе развития личной перспективы начинает схватываться качество (паттерн качества описан выше) новой перспективы. Личности, обретающие новую личную перспективу (Эксперт [ранняя перспектива третьего лица], Индивидуалист [ранняя перспектива четвертого лица], ранний Конструкт-сознающий [ранняя перспектива пятого лица]) столь наивно воспринимают уникальное качество этого нового уровня, что им трудно определить его приоритетность. Зачастую у них уходит некоторое время на знакомство с этой новой личной перспективой и ее качеством, так что они как бы «отклоняются назад» для более глубинного, внутреннего изучения этого качества. Неспособность определить приоритетность этого нового качества зачастую проявляется как отказ от использования категорий, в том числе и от категорий развития. Когда личность обретает зрелость, переходя к позднему этапу личной перспективы, она получает способность определять приоритетность некого качества; так, при поступательной смене перспектив личность как бы «качается» вперед-назад, сначала будучи неспособной определять приоритетность качества, а затем научаясь этому.

 

Стадийно повторяющийся паттерн полярных противоположностей

Впервые я узнала об этом паттерне от Сюзанны Кук-Гройтер, когда мы спускались на лифте на одну из презентаций Гемпо Роши. Она объяснила, что если человек обладает ранней перспективой третьего лица (Эксперт), совершение выбора для него еще невозможно, поскольку он способен видеть лишь одну сторону явления. Однако обладая зрелой перспективой третьего лица (Достигатор/Оранжевый), человек может видеть обе стороны явления, так что теперь возможен выбор между двумя вариантами. Затем открывается возможность предпочтения обеих альтернатив/и того и другого, характерная для ранней перспективы четвертого лица (Индивидуалист/Зеленый), которая позволяет человеку выбрать оба варианта одновременно. Понаблюдав какое-то время за тем, как этот паттерн проявляется в людях, я начала замечать его повторяющиеся аспекты (к примеру, я видела, как мои внуки совершали выбор – скажем, решали, пойти ли кататься на коньках или в кино; однако не могло быть и речи о том, что они обладают перспективой третьего лица, характерной для стадии Достигатора, поэтому я подумала, что существуют более ранние и более зрелые этапы развития этого ступенчатого паттерна, который сначала проявляется в одностороннем восприятии явления, затем – в выборе между двумя альтернативами и выборе обеих альтернатив/и того и другого). В конечном итоге, наличие этого паттерна стало для меня очевидным из наблюдений за людьми, а также когда я заметила, что он присутствует при оценке результатов. Мне открылся паттерн, связанный с ключевой парой противоположностей на каждом порядке сознания. Новый вариант этой структуры повторялся в рамках каждого порядка: (а) видение только одной стороны, (б) видение более чем одной стороны и способность совершить выбор или/или, (в) видение и выбор двух или более сторон (оба/и тот, и другой), и, наконец, (г) объединение двух сторон ключевой пары противоположностей в единое целое, которое затем становится одной стороной более поздней ключевой пары противоположностей.

Приведу пример: на уровнях Грубого плана ключевой парой противоположностей, очевидно, является пара «я»/другой (или Личность/Коллектив, Верхние и Нижние квадранты Уилбера (1995)). Эта противоположность актуальна для Импульсивного уровня, уровня Оппортуниста, Дельты [то же, что «Ориентированный на правила» прим.ред.] и Дипломата. Развитие на этих уровнях происходит следующим образом:

  1. На Импульсивном уровне человек осознает преимущественно одну сторону — «я» Грубого плана.
  2. На следующем уровне – уровне Оппортуниста – возникает осознание своего грубого «я» и грубого другого, и выбор совершается в основном в пользу «я».
  3. На уровне Дельта сознание становится шире, научаясь сравнивать грубое «я» и грубого другого (оба варианта/и то, и другое).
  4. Наконец, на уровне Дипломата «я» и другой объединяются таким образом, что едва ли их можно воспринимать раздельно (я есть моя группа). Поскольку в результате происходит объединение грубого «я» и грубого другого, эти объединенные противоположности можно обозначить одним термином – «Внешнее».

«Внешнее» становится одним полюсом в новой ключевой паре полярных противоположностей – паре внешнего/внутреннего, которая разворачивается на следующих четырех стадиях.

Благодаря этой новой полярности к осознаванию внешнего Грубого плана добавляется осознавание Тонкого внутреннего плана (на карте квадрантов Уилбера, 1995, внешний аспект находится с правой стороны, внутренний – с левой), так что ключевой парой противоположностей становится пара внешнего/внутреннего, которая развивается на протяжении четырех стадий, пока внешнее и внутреннее не объединяются, образуя один из полюсов следующей пары противоположностей, который я называю «имманентностью» (термин, описывающий тело/сознание, соматическое и т.д.). В целом этот паттерн противоположностей, видимо, развивается следующим образом:

  1. Сознание первого порядка, полярные противоположности «я» /другой: эта пара противоположностей развивается от (а) способности видеть лишь одну сторону полярности к (б) способности выбирать между этими противоположностями и (в) выбирать обе стороны (оба варианта/и то и другое) и к (г) объединению полюсов «я»/другой в полюсе внешнего «я» и подготовке к появлению его противоположности, которая дополнит внешнее (внутренним) и даст начало ключевой паре противоположностей для следующих четырех уровней.
  2. Сознание второго порядка, возникновение полярных противоположностей Тонкого/Грубого (внутреннего/внешнего): эта пара противоположностей развивается в соответствии с этим паттерном до уровня Стратега, на котором внешнее и внутреннее объединяются в полюсе имманентности (тело/сознание). Имманентность становится новым полюсом пары противоположностей имманентности/трансцендентности, которая является ключевой полярностью для сознания третьего порядка.
  3. Сознание третьего порядка, возникает полярность имманентности/трансцендентности: она развивается по вышеописанному четырехступенчатому паттерну вплоть до Озаренного уровня, на котором имманентность и трансцендентность объединяются.

 

Грубый, Тонкий и Причинный планы: пересечение повторяющихся паттернов

Взглянув на эти разнообразные паттерны и их пересечения, можно несколько иначе подойти к определению порядков сознания. Обратившись к стадиям, на которых мир воспринимается в основном доконвенционально или на грубом уровне (в модели Лёвинджер это такие уровни как Импульсивный, Оппортунист, Дельта и Дипломат), мы можем назвать их стадиями грубого плана и в совокупности определить их как Грубый порядок сознания или Грубый план. С помощью следующей пары полярных противоположностей, пары внешнего/внутреннего, мы определим стадии, где зарождается и проявляется внутреннее или Тонкое измерение – это стадии Эксперта, Достигатора, Индивидуалиста и Стратега. Эту группу стадий легко можно переименовать, назвав их в совокупности Тонким порядком сознания или Тонким планом. Взглянув на следующие стадии, где мы имеем дело с полярными противоположностями трансцендентности и имманентности и где зарождается осознание текущего момента, мы можем назвать Конструкт-сознающие (2 стадии) и Объединяющие (2 стадии) стадии Причинным порядком сознания или Причинным планом.

Некоторые паттерны обладают структурой 1111 (паттерны качества); некоторые – структурой 121212 (повторяющийся паттерн отсутствия/наличия приоритетности и паттерн «зеркального зала»). Для некоторых паттернов характерна структура 1234, 1234, 1234 (повторяющиеся полярности), при этом новый порядок сознания (который я называю «планом»), по всей видимости, возникает там, где все эти паттерны пересекаются. Очевидно, такие переходы к новому плану имеют место между уровнем Дипломата (последний уровень Грубого порядка) и Эксперта (первый уровень более Тонких конвенциональных уровней), уровнем Стратега (последний из внутренних/Тонких уровней) и Конструкт-сознающим (первый уровень порядка трансцендентности/имманентности), между уровнем Озаряющего (Aurobindo, 2000; последний уровень порядка трансцендентности/имманентности) и первым уровнем четвертого порядка. Таким образом, модель, описываемая в этой работе, включает в себя четыре порядка или плана: Грубый план, Тонкий план, Причинный план и Недвойственный план.

 

Грубое, Тонкое и Причинное Эго

В модели Лёвинджер «Эго» — это иное обозначение для «я». По всей видимости, Грубый, Тонкий, Причинный и Недвойственный планы хорошо соотносятся с имеющимися у нас данными о развитии эгоической самости. Проанализировав результаты теста SCTi, мы видим, что представление об Эго обычно впервые появляется где-то на раннем этапе перспективы третьего лица (Эксперт) после выхода за пределы Грубого плана; однако такая эгоическая самость озабочена вещами Грубого порядка. К примеру, эгоическим проявлением часто считается материализм. Следующее значимое проявление эгоической самости наблюдается, когда личность находится на раннем этапе перспективы пятого лица (ранний Конструкт-сознающий уровень) после выхода за пределы Тонкого плана, однако эта эгоическая самость, очевидно, строится вокруг высокомерного материализма Тонкого плана – к примеру, духовного материализма и гордости своими знаниями. На этой стадии появляется сознание тонкого Эго. Вероятно, существует также Причинное Эго (Aurobindo, 2000), которое – если этот паттерн продолжает действовать – обнаруживается на пост-озаренных стадиях Интуитивного/Мета-ума (ума, для которого объектом является он сам и который может только различать).

 

Стадийно повторяющиеся паттерны: более тонкие различия в состояниях

Помимо выявленных нами повторяющихся паттернов спектра развития, очевидно, существуют также повторяющиеся паттерны для стадий состояний, такие как осознание – Грубое, Тонкое, Причинное и Недвойственное; Темная ночь; Майя или иллюзия. Первые из этих состояний были описаны уже тысячи лет назад, и в процессе развития от грубого плана к тонкому, причинному и недвойственному плану они повторяются снова и снова.

 

Ступени осознания состояний

  1. Первая: нет осознавания объектов или состояний, хотя само переживание присутствует. Примером этой ступени может быть глубокий сон без сновидений, который все мы переживаем, хотя и не осознаем себя в нем.
  2. Вторая: осознавание в рефлексии, возникающее после переживания объекта или состояния
  3. Третья: осознавание объекта или состояния в текущем моменте, достигаемое волевым усилием.
  4. Четвертая: состояние, которое стало обычной частью жизни, неотделимой от нее, и которое не переживается в качестве состояния. На этом этапе может начать поиск другого состояния.

Видимо, этот паттерн повторяется, сначала проявляясь на грубых или материальных объектах, сознаваемых личностью на Грубом плане, затем – на тонких объектах, сознаваемых на Тонком плане, и, наконец, на причинных объектах, сознаваемых на Причинном плане.

 

Паттерн объекта осознания

Имеет смысл проводить различие между уровнем самого осознания и уровнем объекта, на который оно направлено. Является ли объект осознания материальным (грубым) объектом? Или тонким? А может быть, причинным? По наблюдениям, встречаются люди, которые могут осознавать грубые объекты в текущем моменте, однако им удается осознать тонкие объекты только опосредованно, в рефлексии, и они не могут их осознавать по собственной воле.

Более того, жизнь личности может ограничиваться перспективами грубого плана, на котором она будет переживать грубые, тонкие и причинные состояния; однако объекты таких состояний по большей части будут грубыми, поскольку данная личность еще не усвоила перспективы Тонкого плана. К примеру, человек, находящийся на грубой стадии развития, может в текущем моменте сознавать грубый опыт, скажем, зуд или вкусную еду. При этом такой человек может обладать рефлективным осознанием (Тонким состоянием) зуда или еды, данных ему в переживании. Или этот человек может в текущем моменте сознавать, что думает о еде, что будет Тонким состоянием (осознание мысли). Тем не менее, во всех этих случаях окончательным и основным объектом, сознаваемым личностью, все еще остается грубый объект. Это – основа паттерна объекта осознания, который повторяется, формируя грубый, тонкий и причинный объекты переживания. Так, можно находиться в Тонком состоянии – к примеру, мечтать или воображать себе что-то, направляя внимание на тонкий объект (скажем, гипотезу, план или стратегию, или же тонкое переживание божественного). Такое состояние является Тонким с тонким объектом, и достичь его можно лишь тогда, когда личность способна занять одну из перспектив Тонкого плана (порядка). Также личность может впустить в себя знание о карте сознания, при получении которого она сама не будет являться центром; такой опыт можно описать как Тонкое состояние с причинным объектом (получение знания, лежащего за пределами личности), и он становится доступен, когда человек может занимать одну из перспектив Причинного плана.

 

Паттерн Темной ночи

Этот паттерн присутствует в христианской традиции, однако он соотносится с опытом большинства людей. Он представляет собой ряд переживаний «темной ночи» на каждом плане или порядке сознания.

Грубый план

  1. Темная ночь ощущений: этот этап можно описать как «ночь наказания, когда обуздываются чувственные желания» (Blackhouse, c. 56).
  2. Когда личность перестает отождествлять себя с чувственным и грубым, она чувствует себя лишенной своей чувственной самости, ощущая дыру или яму там, где эта самость ранее пребывала. Этот опыт разотождествления «я», предстающим в качестве ощущений, называется Темной ночью души. (Blackhouse, 2009).
  3. Когда личность понимает, что она не есть сознание, производящее различия на Грубом уровне, и перестает отождествлять себя с этим сознанием, то там, где обычно находился грубый ум, возникает вакуум – это Темная ночь грубого Я, которая ведет к единству с Богом.

Этот паттерн повторяется на тонком и причинном плане, однако на этих планах в нем в большей степени задействованы не грубые ощущения, а Тонкий и Причинный ум и объекты.

 

Паттерн Майи

Если мы сознаем иллюзорность игры Божественного, то мы свободны от ее плена. Если же мы не сознаем этой иллюзорности, то мы, в сущности, оказываемся загипнотизированы этой игрой, попадая в ловушку иллюзий. Иногда эту игру называют «Майей» (Wilber, 2010). Вероятно, на каждом плане происходит осознание определенных иллюзий, подобно тому, как на каждом плане есть своя «темная ночь». Этот паттерн повторяется на каждом последующем плане, по мере того, как человек постепенно осознает все более тонкие формы иллюзорности.

  1. Непосредственные грубые объекты воспринимаются как реальные.
  2. Затем грубые объекты воспринимаются как иллюзорные (то, что я лишь грубая сущность – иллюзия)
  3. Возникают тонкие объекты
  4. Тонкие объекты воспринимаются как иллюзорные (то, что я лишь тонкая сущность – иллюзия)
  5. Возникают причинные объекты
  6. Причинные объекты воспринимаются как иллюзорные (то, что я лишь причинная сущность – иллюзия)

 

Четвертый путь: Взаимопроникновение состояний и стадий.

Далее мы приводим краткий обзор паттернов развития и паттернов состояний, сначала в виде определений, затем – в виде схемы, которая обобщает все то, что мы до сих пор обсудили; надеемся, что этот краткий обзор поспособствует пониманию еще одной версии взаимопроникновения стадий состояний и структурных стадий.

 

Краткий обзор стадий развития

Эти определения в большой степени основаны на данных материалов Cook-Greuter 2002, Wilber 2006 и Aurobindo 2000, преобразованных в соответствии с моим опытом, размышлениями и наблюдениями.

  1. Стадия структур: возможность занимать перспективу первого, второго, третьего, четвертого, пятого или шестого лица, а также проводить более тонкие различия внутри этой перспективы – к примеру, разделяя ее на более ранние и более зрелые уровни.
  2. Паттерны стадий структур: повторяющиеся моменты в структурах, пронизывающие личную перспективу структурных стадий – такие как время, пространство, качества, приоритетность, полярные противоположности.
  3. План: другое название для «порядка сознания»: скачок тела/сознания от незрелости к зрелости, происходящий, когда несколько паттернов структурных стадий возникают одновременно. В этой версии на каждый из планов в среднем приходится четыре стадии и две личных перспективы (первого и второго лица; третьего и четвертого лица; пятого и шестого лица), каждая из которых делится на два уровня – ранний и зрелый; однако эти планы можно соотнести с любой другой шкалой развития. Выделяются следующие планы: Грубый, Тонкий, Причинный и Недвойственный.
  4. Мир: эволюционное вместилище всех структур и паттернов, которые поддерживаются определенным планом (порядком сознания). Каждый план на последующих планах продолжает развиваться в более сознательном ключе. Так, существует Грубый мир, Тонкий мир, Причинный и Недвойственный мир, каждый из которых расширяется по вертикали на каждом последующем плане.
  5. Царство: движение от одной формы сознания к другой, скажем, от материи к растениям, животным, человеческому сознанию и следующим царствам, возникающим в процессе эволюции.

 

Краткий обзор стадий состояний

Следующие определения состояний возникли под влиянием: Wilber (2006), DiPerna (2007) и Aurobindo (1992); на основе моего собственного опыта, наблюдений за тем, как эти состояния проявляются у людей в реальной повседневной жизни, а также на основе их письменных утверждений в тесте SCTi.

  1. Грубое состояние: осознание грубых объектов – того, что можно ощутить с помощью внешних органов чувств или их расширений (например, микроскопа, рентгена, телескопа и т.д.)
  2. Тонкое состояние: осознание или свидетельствование тонких объектов – того, что обычно невозможно оценить с помощью внешних чувств; сюда входят мысли, эмоции, воображение, мечты, сны, внутренние звуки, внутренние переживания вибрации и тому подобное.
  3. Причинное состояние: осознание или свидетельствование чрезвычайно тонких объектов, бесформенности или пустоты.
  4. Свидетель: тот, кто сознает. Осознание последовательно двигается от (а) инстинкта к (б) простому, непосредственному осознанию, затем (в) к Свидетелю, который сознает объекты сознания и (г) Турийя, то есть к способности сохранять свидетельствование 24 часа в сутки, даже в состоянии глубокого сна.
  5. Единство: осознание сливается с грубой, тонкой и/или причинной реальностью. Это определение включает в себя различные уровни единства, поскольку человек может объединять лишь ту форму, которую он способен осознавать.
  6. Недвойственность: взаимопроникновение пустоты и формы. Мы признаем существование различных уровней недвойственности, поскольку личность может переживать отсутствие двойственности только внутри тех форм – грубых, тонких или причинных – которые она способна воспринять.

Взаимопроникновение этих структурных паттернов и паттернов состояний приводит нас к следующей концепции, в которой нет разделения между стадиями и состояниями.

На Рисунке 3 изображена концепция, которую я развиваю на данный момент.

Рисунок 3. Царство сознания – взаимопроникновение структурных стадий и стадий состояний

 

 

Описание модели взаимопроникновения стадий-состояний и структурных стадий

Сначала я опишу, как сознание/свидетельствование/Турийя пронизывает структурные стадии. Затем я приведу лаконичное описание Грубого, Тонкого, Причинного и Недвойственного планов.

Сознавание

В моем истолковании стадий и состояний, сознавание является священной линией, которая начинает свое развитие с момента рождения и развивается от Грубого к Недвойственному плану через Тонкий и Причинный миры, двигаясь от (а) неосознанности к (б) осознанию в рефлексии, (в) свидетельствованию сознавания в текущем моменте, (г) непрерывной осознанности в состоянии бодрствования и (д) Турийя, сохранению осознанности в состоянии бодрствования и во сне.

Сознавание/cвидетельствование – это божественное взаимопроникновение всего со всем; оно является всеохватывающим и присутствует таким образом, что его нельзя увидеть или определить в рамках стадий развития, хотя именно оно удерживает целостность всей траектории развития. Явным образом оно присутствует в стадиях состояний, однако также оно является тканью-основой всех уровней структур развития.

 

Грубый план

Развитие сознавания начинается инстинктивно в момент рождения (поиск груди), продолжается в ходе инстинктивного родительского обучения (к примеру, с помощью кросскультурного междометия «ай ай ай»); которое направляет зрительное, слуховое и осязательное сознание на его пути в грубый мир и наделяет его способностью различать вещи, которые можно класть в рот, а которые нельзя; понимать, где находятся твои конечности и что они связаны с телом, над которым в конечном итоге ребенок обретает определенный контроль. Развитие движется по этой траектории до тех пор, пока грубые состояния не становятся настолько обыденными, что для доступа к ним не требуется никакого сознавания. Ребенок также узнает о тонких состояниях в грубом мире, к примеру, через игру в прятки, благодаря которой он учится с помощью своего внутреннего физического взора, но на Тонком уровне, видеть, что мама находится под одеялом: сначала ребенок не сознает присутствия мамы, затем узнает о нем (когда мама отпускает одеяло и говорит: «ку-ку»!), и, наконец, видит маму под одеялом в своем воображении (Грубый план с тонким сознаванием грубого объекта [мамы]). Подобные тонкие состояния продолжают развиваться на протяжении всего Грубого плана, пока они не перестают требовать сознательных усилий, становясь обыденными переживаниями. Грубый план может также включать в себя причинные и грубо-недвойственные состояния; однако, по моим ощущениям, сознавание причинности или недвойственности в состоянии бодрствования скорее происходит на переходе между Грубым и Тонким планами (Дипломат/Синий). На этом этапе обычно имеет место Темная ночь чувств – то есть укрощение чувственных вожделений (Blackstone, c. 56).

На более ранних уровнях у человека могут случаться такие переживания, однако, согласно теории развития, в общем и целом он еще недостаточно дисциплинирован для постоянной практики, хотя доступ к таким состояниям может открыться ему благодаря энтеогенным растениям или другим внешним источникам (голоду, жажде, стихийным явлениям, кручению вокруг своей оси и т.д., а также, вероятно, благодаря некоторым ритуалам, вызывающим галлюцинации). Обратите внимание, что в шаманских путешествиях объектами путешествий на Тонком уровне зачастую являются животные, солнце и тому подобные явления.

 

Тонкий план

При ранней перспективе третьего лица начинается переход к Тонкому плану, когда человек делает Грубый план своим «объектом» и начинает сознавать внутреннее (тонкое) «я», а также начинает замечать, что Грубый мир является ограниченным, иллюзорным представлением истинного «я» человека, низшим типом Майи. При обычных обстоятельствах здесь происходит укрощение чувственности (Темная ночь чувств). Человек начинает ощущать свое Грубое Эго, живущее в мире грубых, чувственных объектов, в материалистическом мире. Он уже сознает свои тонкие представления грубых объектов, а теперь начинает сознавать тонкие объекты в Тонком или внутреннем мире (то есть, начинает сознавать эмоции и идеи), включая тонкие физические состояния, скажем, интуицию или сердечность (внутренние аналоги внешних чувств). По мере своего вертикального развития, личность поначалу осознает свои идеи в рефлексии, осознает свои мысли об идеях, размышляет о собственном процессе мышления (разработка стратегии), осознает грезы об идеях, свою эмоциональность и возможно даже духовные переживания внутреннего божественного света и звука, и так далее, по мере возрастания зрелости. В какой-то момент, обычно на уровнях с перспективой четвертого лица –Индивидуалиста/Зеленого и Стратега/Изумрудного (хотя не только на этих уровнях), человек начинает осознавать больше явлений в текущем моменте, к примеру, он понимает, что многие явления Тонкого мира коренятся в обыденности (мышление, планирование, сознание времени и пространства, сравнение, сознание внешних и внутренних контекстов и душевные озарения, и т.д.). В этот период могут возникать Причинные и Недвойственные состояния, особенно если человек занимается спортом или духовной практикой (включая экстремальные виды спорта; медитацию; и телесные практики, такие как йога, ушу, а также употребление энтеогенов и т.д.). На то, чтобы освоить Тонкий план, уходит четыре уровня развития. Стадия Стратега/Изумрудного, на которой личность часто начинает распознавать проекции, круговую причинность, а также испытывает другие озарения – это переходный этап к Причинному плану.

 

Причинный план

Переход на этот план происходит на ранней Конструкт-сознающей стадии при перспективе пятого лица. На этой стадии Тонкий и Грубый планы становятся для личности объектами, и она видит свое тонкое Эго (к примеру, духовный материализм, эгоические проекции и т.д.), наряду с иллюзорной умственной структурой Тонкого «я» и всем тем, что Эго видело, знало, делало, создавало и определяло в Грубых и Тонких мирах, где оно обитало раньше. Такое восприятие можно назвать непосредственным сознанием тонкой иллюзии Майи. Ни один из известных личности тонких объектов с грубой или тонкой формой не может сохранить устойчивости (Cook-Greuter, 2002). Непосредственной основой этого нового мира становится Пустота или бесформенность, хотя Грубый и Тонкий планы продолжают существовать, вырастая из Причинного плана. Из-за этого потрясающего осознания личность может утонуть в тревоге, погрузившись в Темную ночь души Тонкого плана. По всей видимости, вступить на этот план весьма сложно; если у личности наработана большая практика соответствующих состояний, она может постоянно поддерживать переживание Грубого и Тонкого планов. Однако практика причинных и недвойственных состояний не обязательно переходит в непосредственное повседневное причинное переживание Конструкт-сознающей стадии, если при этом у личности нет реального опыта прохождения структурных стадий. Точно также люди, имеющие реальный жизненный опыт структурного развития, но не культивирующие переживание состояний, могут испытывать сложности. Хотя в нашей модели стадии и состояния проходят через все уровни, переход к Причинному плану, по всей видимости, требует непринужденного, уравновешенного и непосредственного опыта и стадий, и состояний. Кроме того, поскольку этот план далеко отходит от конвенциональных стадий, еще не существует коллективных форм, с помощью которых ему можно обучить любую личность; родители инстинктивно не обучают детей причинной версии игры в прятки. При вступлении на этот план развивается свидетельствование сознавания тонких объектов в текущем моменте и сознавания причинных объектов в рефлексии (иллюзорного аспекта тонкого плана), которое постепенно превращается в постоянное присутствие Причинного плана в обыденной жизни, так что большинство тонких и конкретных объектов спонтанно зарождаются из этой причинной основы, как будто некая внешняя сила посеяла их в сознании. Чтобы переживание Причинного плана стало частью обыденной жизни, требуется пройти примерно четыре стадии (раннюю Конструкт-сознающую, зрелую Конструкт-сознающую, Объединяющую и Озаренную).

 

Недвойственный план

Переход к Недвойственному плану – еще один гигантский скачок, хотя, по всей видимости, большинство людей далеки от того, чтобы в повседневном опыте обычной жизни переживать мир Недвойственности. И все же переход на этот план начинается, когда у человека – кроме привычных спонтанных выплесков бесформенного эфира в просветленный ум – возникает способность конструировать различия и паттерны, присутствующие на Грубом, Тонком и Причинном планах. Пробыв в этом пространстве некоторое время, личность неожиданно переживает шок подобный удару ножом, внутреннему цунами, смятению, прыжку в воду, падению под гору, агонии рвущейся и трещащей по швам ткани ума. Это очередное осознание Майи, ошеломительная ясность от восприятия причинного Эго и обнаружения иллюзорности создающего различия и занимающего определенную позицию Причинного ума как такового – ума, который постоянно конструирует это Грубое, Тонкое и Причинное «я». Эта гипнотизирующая Причинная Майя снова бросает нас в свой игривый ураган, в «головомойку» ума, насквозь пропитанного грубыми, тонкими и причинными различиями, в Темную ночь причинного «я». Остаются проблески деятельности ума, который так долго играл ведущую роль, совершенно не сознавая, что он ничем не управляет. Скорее он непрестанно производит различия внутри собственных конструктов, независимо от того, насколько они эфемерны, но при этом неспособен увидеть самого себя как того, кто конструирует Грубый, Тонкий и Причинный планы. На сегодняшний день Недвойственный план – чрезвычайно скользкая и настолько неоформленная область, что о ней нельзя сказать ничего определенного (Aurobindo, 2000). Но чем является это «нечто», наблюдающее за самим умом? Именно этим вопросом заворожен человек, безраздельно предавший свой ум воле Недвойственного Божественного, превосходящего царство различающего ума. Лишь немногие из людей – если такие есть – прошли весь путь в пространствах Интуитивного Мета-ума, Надразума и Сверхразума, а на нашем этапе ум, которым мы руководствуемся, может лишь склониться перед зовом Божественного (Aurobindo, 1992, 2000).

 

Вопросы и размышления в связи с данной моделью

Этот конструкт, порожденный умом, полон трещин и недостатков, будучи незавершенным и предварительным. Я не лукавлю, ведь наша модель в целом не подтверждена, хотя некоторые исследования – как завершенные, так и находящиеся на ранних стадиях разработки – говорят в ее пользу. Вполне уместно будет спросить: «Как же так, ведь некоторые величайшие мудрецы, святые и сиддхи, жившие много веков назад, переживали весь тот опыт, который вы здесь описываете (скажем, Темную ночь чувств, души и «я», Майю)?

Отвечая на этот вопрос, мы могли бы сказать, что все эти планы существовали всегда, но когда человеческая раса только начала переходить от животного царства к царству сознания, центр притяжения находился ниже. Можно было бы представить, что на Тонком, Причинном и Недвойственном планах не было разделения на стадии, а на Грубом уровне, возможно, была всего пара стадий. Поскольку осознание стадий состояний приводит к осознанию уровней развития (человечество сознает состояния уже тысячи лет, а осознание уровней развития возникло за последние 100 лет), мы можем предположить, что Тонкий, Причинный и Недвойственный планы состояли каждый из одной стадии, и не были разделены в связи с недостаточным развитием царства сознания. Возможно, дело обстояло так, что некоторые развитые души, те очень немногие люди, одаренные страстным стремлением к развитию и получившие непревзойденное благословение Божественного, могли совершить скачок к несформированному Тонкому плану, затем к Причинному плану, и, наконец, прорваться на Недвойственный план.

Но подождите-ка! Разве таким образом мы просто не помещаем высшие состояния на верхушку модели развития, как это происходит в модели Уилбера в «Сексе. Экологии. Духовности» (1995)?

Возможно, стоит попытаться ответить иначе. В описанной здесь модели представлены Грубые, Тонкие, Причинные и Недвойственные пиковые и постоянные состояния, которые проявляются на Грубых, Тонких, Причинных и Недвойственных стадиях в Грубом, Тонком, Причинном и Недвойственном мирах. Да, но разве это не просто другая версия матрицы Уилбера-Комбса, может быть, более подробная?

Но, может быть, наша модель описывает невероятное пространство Грубых, Тонких, Причинных и Недвойственных состояний, стадий, планов и миров отдельной личности, которые пересекаются с иными Грубыми, Тонкими, Причинными и Недвойственными состояниями и мирами, планами и уровнями другой личности, так что эти пересекающиеся пространства инициируют взаиморазвитие этих личностей?

Да, это просто очередная, более сложная версия третьей модели, описанной в начале нашей работы. Возможно, наша четвертая модель описывает нечто еще, являясь гибкой системой, признающей истинность предшествующих ей моделей, и, возможно, ее не так-то просто перенести на бумагу из-за того, что она сама каждую секунду развивается во времени; это модель, которая продолжает меняться с развитием человечества; текучая модель, которую можно постичь, заняв мета-перспективу относительно проносящихся-сквозь-время-перспектив, а не наблюдая ее с одной застывшей позиции; эти перспективы иногда кажутся проточной водой в ручье или тонкой струйкой, а иногда – потоком, который с течением времени непрестанно меняет истину грубых, тонких и причинных пейзажей, хотя истина текущего потока при этом всегда остается неизменной.

Ласкающие сознание различия
Стадии, взращивающие Свидетеля
Аве Мария становится
Ишварой
Царство сознания
Склоняется покорно перед устьем Реки
Кто же накрывает стол Иисусу и Будде –
Хозяин или хозяйка?


О Терри О Фаллон (сайт автора) http://www.terriofallon.com/about/

Библиография

Aurobindo, S. (2000). The life divine (Rev. ed.). Twin Lakes, WI: Lotus Press.

Aurobindo, S. (1992). The synthesis of yoga (Rev. ed.). Pondicherry, India: Sri Aurobindo

Publication Department.

Bertalanffy, L. (1986) General systems theory: foundations, development, applications.

New York: George Braziller Inc.

Blackstone. H. (2009), The dark night of the soul: St john of the cross. (Rev. ed). London:

Hodder & Stroughten LTD.

Combs, A. (2002). The radiance of being: Understanding the grand integral vision; living

the integral life (Rev. ed.). St. Paul, MN: Paragon House.

Cook-Greuter, S. (1999). Post-autonomous ego development: A study of its nature and

measurement. Cambridge, MA: Harvard Graduate School of Education.

Cook-Greuter, S. (2002). Ego development: Nine levels of increasing embrace. Retrieved

June 23, 2009, from http://www.cook-greuter.com/

DiPerna, D. (2007). Spiritual experience. In The infinite ladder: An introduction to

integral religious studies (chap. 5). Retrieved April 20, 2010, from the Integral

World Web site: http://www.integralworld.net/diperna04.html

Fowler, J. (1981). Stages of faith: The psychology of human development and the quest for

meaning. New York: HarperCollins.

Lê, H., & Loevinger, J. (1989). Measuring ego development: Supplementary manual and

exercises for Form 81 of the Washington University Sentence Completion Test—

Vol. I. Manual. St. Louis, MO: Washington University, Department of Psychology.

Loevinger, J., & Wessler, R. (1970). Measuring ego development: Vol. 1. Construction

and use of a sentence completion test. San Francisco: Jossey-Bass.

O’Fallon, T. (2007) Leadership and the interpenetration of structure and state stages: A

subjective exposé. Integral Leadership Review, 7(5). Retrieved June 1, 2009, from

http://www.integralleadershipreview.com/archives-2007/2007-11/2007-11-articleofallon.

php

O’Fallon, T. (в печати, a). Developmental experiments in individual and collective

movement to 2nd tier. Journal of Integral Theory and Practice-Vol. 5, No. 2

O’Fallon, T. (в печати, b). Grounding integral theory in the field of experience-In Integral

Education.

Wilber, K (2019) Keating, Stanich, Wilber-Esoteric Christianity PT3 MP3, Integral Life

Wilber, K. (1995). Sex, ecology, and spirituality: The spirit of evolution. Boston:

Shambhala.

Wilber, K. (2006). Integral spirituality: A startling new role for religion in the modern

and post-modern world. Boston: Shambhala.

© www.integralpro.ru