Система Самости и развитие. Третья часть.

4. Стадия Конформности.
(от 4-5 лет и далее у взрослых)

Стадия Конформности завершает этап социальной адаптации. На ней полностью формируется Эго — Грубое измерение системы Самости, необходимое человеку для жизни среди других людей. Если на предыдущих стадиях ребенок осваивал чувственно-эмоциональный опыт жизни, то на этой стадии осваивается пространство смыслов, культуры и сложных человеческих взаимоотношений.

Грубое измерение. Структура Эго. Основные субличности.

В системе Самости на стадии Конформности возникает опора на новую структуру Эго — Социальное Я. Эта структура непосредственно связана с речью (или с ее заменой у глухих, слепоглухих людей) и с развитием мышления. На основе вербального мышления у человека возникает способность интерпретировать свои телесно-эмоциональные ощущения и управлять ими. Конкретно-операционное мышление (по Пиаже) является минимально необходимым для формирования в Эго Социального Я.   В структуре Социального Я содержатся все наши представления о себе, своих эмоциях, своем поведении, о других людях и о мире в целом. Именно эту психическую структуру — Социальное Я теоретики взрослого развития обычно называют Эго и оценивают в тестах.

Процесс формирования Социального Я
В результате первичной индивидуации на предыдущем этапе развития в Непосредственном Я ребенка истончается эмоциональная связь с «Другим».  Страдает базовая потребность в  привязанности. Ребенок стремится восстановить эту привязанность и удовлетворить свою потребность в безопасности и принятии путем соответствия ожиданиям взрослых. Установки и формы поведения, которые поощряются взрослыми через похвалу и проявление любви, становятся очень значимыми для ребенка и интроецируются в его сознание. На основе этих установок в Социальном Я формируется субличность Цензор.  Она представляет собой собирательный опыт поведения, суждений, реакций значимых взрослых.

При этом в непосредственном самоощущении ребенка подкрепляются те качества и поведение, которые одобряются взрослыми. В Непосредственном Я закрепляется паттерн «я хороший», формируется субличность «Адаптивное дитя».
Внимание сознания направлено на распознавание установок Цензора, и Глубинное Я отождествляется с ними.  Возникает внутреннее, контролирующее око, которое наблюдает и оценивает, видит все «нехорошее», стыдит, обвиняет, грозит наказанием или хвалит (внутренний Родитель у Берна).

Начиная с этой стадии развития человек воспринимает себя как бы глазами Другого, через субличность Цензора (вторая перспектива по Кук-Гройтер). Становится важным «что скажут, подумают обо мне другие», «как я выгляжу со стороны». В зависимости от привычных реакций взрослых и атмосферы в семье, Цензор может проявляться по-разному внутри Самости — быть жестким, обесценивающим или поддерживающим, мягким по отношению к себе и другим людям.

Ребенок на стадии Конформности начинает сам понимать и регулировать свое поведение, а также оценивать себя и других с позиции «хорошо/плохо». Внимание сознания на этой стадии направлено преимущественно на внешний мир и других людей.  Установки и формы поведения усваиваются в виде готовых поведенческих алгоритмов и суждений через подражание.

По мере развития мышления и освоения социума в сознании ребенка формируются основные понятия об окружающем мире и о себе, гендерные установки (какими должны быть женщины и мужчины) и правила-роли. Эти представления и правила-роли принимаются по умолчанию и не подвергаются сомнению и критике, так как собственный опыт жизни в социуме пока еще очень небольшой. Все эти представления о себе и мире — пока еще не свои собственные ценности и интерпретации.  Они представляют собой некритично усвоенные социальные программы и культурные мифы, транслируемые семьей, обществом, культурой. Поэтому мы называем Социальное Я на этом этапе Коллективным Социальным Я. Самость ориентируется на мнение большинства (то, что принято, модно) или на мнение авторитета, занимающего верхние ступени в социальной иерархии.

Для восстановления привязанности и для ощущения безопасности при освоении социальной среды ребенок стремится соответствовать всем установкам значимых взрослых, даже если эти установки противоречат друг другу. Он подстраивается в каждом случае под соответствующие требования и ожидания, меняя форму своего поведения. Дети и в последующем взрослые на этой стадии проявляются и ощущают себя по-разному с родителями, с учителями, с друзьями, с коллегами.
Таким способом осваиваются и проживаются разные правила-роли.

Для восстановления потребности в привязанности человеку важно проживать глубинное единение с другими и чувство защищенности.  В Самости возникает важное для этой стадии ощущение принадлежности к другим людям и к разным социальным группам (к семье, к школе, к нации и т.д.). «Быть как все» означает «быть со всеми». Это чувство принадлежности — главная потребность Самости на стадии Конформности. Связь с другими людьми при этом выстраивается через субличность Цензора. Отличаться от других на этой стадии не только не нужно, но и опасно для Самости, так как это нарушает опорное чувство единства.

Содержание установок Цензора может быть очень разным в зависимости от культуры, социума и среды, в которых развивается человек.
Например, если взрослый вырос в социально неблагополучной среде или в культуре, поощряющей насилие, то в его Цензора встраиваются соответствующие установки и ценности: «мир опасное место», «никому нельзя доверять», «бей первым» и т.п. Теоретики развития ошибочно помещают таких взрослых на ранние до-эгоические стадии развития, тогда как эти взрослые просто конформно транслируют установки  Социального Я, которые соответствуют их опыту жизни и социальной среды.
С другой стороны, у человека, выросшего в благополучной среде и в гуманистической культуре, Цензор может содержать высокие ценности и установки. При достаточно развитой когнитивной линии и хорошем образовании люди могут конформно транслировать интеллектуально сложные представления о мире.

Однако на стадии Конформности все эти установки пока еще шаблонны, а суждения основаны на дихотомии хорошо/плохо. Люди на этой стадии не способны отнестись к ним критически и объяснить их логику. Вопросы «откуда ты знаешь, что это так? » и «почему это хорошо или плохо?» повергают человека в растерянность, а его ответы опираются на «так принято», «так все делают».

На стадии Конформности традиции, мифы, правила поведения в обществе, законы безусловны и служат главной опорой для Самости. Они делают жизнь понятной и простой. Поэтому на этой стадии развития люди тяжело переносят различные социальные потрясения, смену традиций, условий жизни. Стабильность социальной среды становится очень важной в жизни человека, так как Самость буквально опирается на социум (внешний психический локус контроля). При смене правил-ролей и ценностей в социуме люди на стадии Конформности относительно быстро перестраиваются под новые социальные стандарты (например, еще недавно были атеисты, а теперь ходят в церковь или наоборот).

Формирование личного бессознательного. Тень.

По мере того, как в Эго возникают две опорные структуры, с которыми отождествляется Глубинное Я, возникает и первое взаимодействие между ними в системе Самости (появляется психическая внутренняя динамика). Цензор начинает сильно влиять на Непосредственное Я и формировать его.

Нежелательные для Цензора импульсы, желания, влечения, поведение Непосредственного Я подавляются, вытесняются и уходят в область Бессознательного. Таким образом в системе Самости формируется Тень — личное бессознательное, которое содержит социально запретные и неприемлемые для Цензора импульсы, желания, поведение. Паттерны предыдущей субличности Бунтующего дитя также уходят в Тень(своеволие, непослушание, нетерпение и т.п.).

Теневой материал присутствует в Самости, но не осознается, а значит, не может контролироваться Цензором. Поэтому, несмотря на старания человека быть хорошим и правильным, то и дело происходят срывы, неконтролируемые эмоциональные выпады, необъяснимое поведение. В человеке проявляются противоположные субличности. На виду – желаемый «Хороший», а когда «никто не видит», или в стрессе (неожиданно) – нежелательный «Плохой».

Таким образом, вытесненные и подавленные импульсы и желания проявляются в ситуациях, когда внутренний Цензор ослаблен — человек находится наедине с собой, в стрессе, в результате приема психоактивных веществ (алкоголя и др.), в результате социальных потрясений. При этом обычно возникает чувство вины, стыда и страха, так как Цензор оценивает эти проявления Непосредственного Я в себе и других людях как неприемлемые и опасные.
На этой стадии возникает новая психологическая защита — проекция. Свои нежелательные качества неосознанно приписываются другим людям.

Другие ценности, мировоззрение, поведение, внешний вид, которые не вписываются в привычные установки Цензора, являются прямой угрозой для самоидентичности Самости, вызывают страх и защитную агрессию. Это выражается в виде различных форм ксенофобии, которая вполне обычна для этой стадии развития.

Тонкое измерение.

Тонкое измерение на стадии Конформности становится основным носителем психического теневого материала, который проявляется через сновидения, мечты и фантазии.
На этой стадии Социальное Я слито с коллективным бессознательным. Так как сознание человека  отождествлено с интерпретациями, то культурные мифы, описание мира, символы воспринимаются буквально как объективная реальность («карта – это и есть территория»). Такое восприятие реальности, является основой магически-мифического мышления, суеверий, ритуалов, характерных для этой стадии развития.

Люди на стадии Конформности могут легко поддаваться внушению, впадать в трансовые состояния, захватываться различными архетипическими энергиями из коллективного бессознательного, особенно в ситуации «толпы» (групповые религиозные, политические, спортивные мероприятия).

Глубинное измерение.

Глубинное измерение, так же, как и на предыдущих стадиях развития, проявляется через индивидуальность Непосредственного Я. Врожденные темперамент, глубинные интенции и способности, глубинная этика, могут совпадать или не совпадать с установками Цензора.
В случае их соответствия, Конформный этап проживается человеком относительно спокойно и благополучно. Глубинное Я легко отождествляется с установками Цензора, быстро укрепляется в его программах, что помогает человеку встраиваться в соответствующую конвенцию.
Если же индивидуальность не совпадает с установками Цензора, то в Самости происходит постоянный сильный внутренний конфликт внутри Эго. Это может приводить к трудностям в социальной адаптации, к неврозам, депрессии и более тяжелым психическим нарушениям.

Состояние духовного Единства, пиковые переживания, как правило, на этой стадии проживаются через единение с другими людьми (совместную деятельность, религиозные или культурные коллективные ритуалы). Контакт с Глубинным измерением осуществляется через Коллективное Социальное Я и установки Цензора, поэтому они очень значимы для Самости.

Индивидуальность.

На стадии Конформности развитие характеризуется большой сложностью. Начиная с этой стадии мы видим большое разнообразие взрослых.  Это разнообразие проявляется через сочетание стадии и различных особенностей, связанных с ее формированием и проживанием. Данная статья не позволяет подробно описать все возможные сочетания, мы лишь кратко перечислим основные из них:

1)Стадия+возраст.
Стадия Конформности проживается и проявляется по-разному у детей, подростков и взрослых.
2) Стадия+тип.
Особенности индивидуальности дают различное проявление и проживание стадии.
3) Стадия+культура.
Конвенция, в которой формируется Эго, может быть очень разной в зависимости от исторического времени, культуры, социальной системы, семейных ценностей. Установки, формы поведения, правила-роли и ценности внутреннего Цензора будут соответствовать конвенции и культуре.
4) Стадия+травма/повреждение.
Психические травмы могут формировать на этой стадии различные психические и личностные расстройства, и влияют на благополучие последующих стадий развития.
5)Стадия+кризис.
Человек на стадии Конформности может проживать различные жизненные кризисы и сложные периоды. В кризисе  часто ведущими становятся паттерны тревоги, чувства вины и стыда.

При всей этой сложности, стадию Конформности можно распознать по наличию в Самости ведущей субличности Цензора, потребности в принадлежности, по внутренней опоре на стереотипные суждения и правила-роли социальной среды.

Переход.

В процессе освоения социума человек сталкивается с множеством противоречивых программ, установок и форм поведения, которые не умещаются в простую дихотомию хорошо/плохо. Возникает сомнение и недоверие к коллективным установкам, что приводит человека к поиску нового описания реальности с опорой на себя. Самость переходит на следующую стадию и на новый этап развития- этап Социальной индивидуации.

К переходу могут приводить и другие причины, которые связаны с потерей опоры на Коллективное Социальное Я:
-изначальное сильное несоответствие Непосредственного Я установкам Цензора
-пиковые переживания интенций Глубинного измерения (которые усиливают индивидуальность)
-жизненные кризисы, где привычные установки перестают быть опорными (например, потери, социальные потрясения и т.д.).

Однако, многие взрослые проживают жизнь, оставаясь на Конформной стадии. Мы предполагаем, что это может быть связано со следующими причинами:

  • Цензор сильно подавляет Непосредственное Я в результате психических травм и жесткой социальной среды. Контакт с собой и со своим Глубинным Я ослабевает, что затрудняет возможность индивидуации на следующем этапе развития.
  • В социуме поощряется конвенциональное соответствие, в том числе и репрессивными методами, не стимулируется критическое мышление, необходимое для следующего этапа (например, традиционные религиозные, тоталитарные социальные системы).
  • Индивидуальные ограничения интеллекта затрудняют развитие критического мышления и саму возможность обнаружить и воспринять сложные противоречия в жизни.
  • Непосредственное и Глубинное Я соответствуют социальной среде. Не возникает потребности в последующей социальной индивидуации.

Этап Социальной индивидуации.

5. Стадия Самоосознавания.
(подростковый возраст и далее у взрослых)

По мере развития критического мышления и накопления собственного жизненного опыта, в Самости ослабевает опора на Коллективное Социальное Я. Это может произойти в подростковом возрасте, когда появляется формально-операционное мышление (по Пиаже), необходимое для этой стадии развития. Но чаще всего взрослые переходят на эту стадию позже. Этот период жизни часто называют «подростковым кризисом» и «кризисом среднего возраста» в зависимости от времени его начала.

К потере опоры на Цензорские программы могут приводить разные причины:
— Обнаружение противоречий в различных мировоззрениях и правилах-ролях в социуме (спонтанное или при специальном развитии критического мышления).
— Обнаружение противоречия между декларируемыми в социуме ценностями и собственным жизненным опытом, разочарование в социальных мифах.
— Программы и установки Коллективного Социального Я изначально не соответствуют глубинным интенциям и типу Непосредственного Я.

Грубое измерение. Структура Эго. Основные субличности.

В результате нарушения опорности на Социальное Я в сознании возникает дезориентация в мировоззрении, потеря собственной социальной идентичности. На этой стадии возникают вопросы — «а кто же тогда я?», «а что я про это думаю», «а как же тогда все на самом деле?» и «как действительно правильно?». Этот процесс может сопровождаться ощущением обмана со стороны социума или окружающих людей. Для человека прежние социальные соответствия и идентичность становятся «ложным Я», маской, а идеи — фальшивыми. Часто это самоощущение в результате проекции распространяется и на всех вокруг — «люди притворяются, лицемерят, ненастоящие». Предыдущий жизненный этап воспринимается как жизнь «на автомате», «жизненной колеей», которую человек не выбирал сам.

Разотождествление Глубинного Я с Цензорскими программами приводит к прорыву и самоосвобождению из бессознательного подавленных интенций Непосредственного Я. Предыдущее самоощущение «я хороший» воспринимается как ложная, масочная идентичность. В противоположность ей возникает глубинное ощущение своей уникальности. В Непосредственном Я возникает новый опорный паттерн и субличность » Я уникальный» («я не такой как все»). В результате этого становится возможным проявление глубинных интенций из Глубинного (духовного) измерения.

На основе ощущения глубинной уникальности человеку становится важно найти свое собственное место и способ проявления в мире — свою «миссию», «предназначение». Самоутверждение себя, своей социальной отдельности становится основной потребностью на этой стадии.
Это самоутверждение устанавливается по тем же принципам и с теми же психологическими защитами, что проявлялись у человека на ранних стадиях развития. В зависимости от типа и темперамента это может происходить через протест (только уже социальный), противостояние, негативизм и нигилизм, или через социальное избегание, уход от социума и так далее. Поведение, высказывания (в том числе в тестах) подростков и взрослых на этой стадии могут быть очень неконвенциональными, вызывающими и даже антисоциальными.

Однако, в отличие от первичной индивидуации «кризиса трех лет», когда в Эго возникала телесно-эмоциональная отдельность в Непосредственном Я, на этой стадии формируются отдельность в структуре Социального Я. Если ранняя стадия первичной индивидуации базировалась на «Я сам!» в действии («Сам делаю»), то здесь основой является потребность «Я сам!» в знании и мировоззрении (» Я сам все знаю», » Я сам все вижу»). Происходит вторая индивидуация — социальная.

В результате схожести этих двух этапов индивидуации, исследователи часто относят взрослых на стадии Самоосознавания к ранним до-эгоическим стадиям развития (так называемый Красный уровень развития в Интегральной теории и Спиральной Динамике) и допускают до/над-заблуждение. Важная и естественная потребность в социальном самоутверждении и проявление «социально запретных» импульсов на этапе  Социальной индивидуации  ошибочно приравнивается к детскому до-социальному, импульсивному поведению и «эгоцентризму».

В определенной степени эта стадия действительно является эгоцентричной, так как собственное «Я» (мое самопроявление, мои ценности, мое мнение, мои способности и т.п.) становится в центре внимания сознания, рефлексии и приоритетов. Однако, этот эгоцентризм – естественный и необходимый в Самости для понимания себя, обретения индивидуальности, а также личностной автономии от конвенции. И только в случае травм на предыдущих стадиях развития процесс индивидуации может проявляться в болезненных формах — в виде клинического нарциссизма, антисоциального поведения и других личностных расстройств.

Человек на стадии Самоосознавания  впервые самостоятельно исследует себя и окружающую жизнь. Часто на этой стадии люди начинают много учиться новому и совершенно разному, интересуются психологией и другими формами самопознания, но не потому, что «так принято» и «все так делают», а исходя из собственного интереса. Так как этот процесс сопровождается разочарованием в прежних идеалах и коллективных мифах, то человек на этой стадии все воспринимает очень критично — даже то, в чем у него совсем нет опыта. Спор ради спора (отставание своего мнения), непродуктивная критика — обычные проявления для этой стадии.

При этом поиск себя и нового мировоззрения происходит обычно на основе спонтанного внутреннего резонанса — «мое/не мое», «нравится/не нравится». Когда этот резонанс случается, то Глубинное Я отождествляется с новыми социальными программами, интерпретациями, ценностями и формами поведения. Возникает новая опора в Эго — Индивидуальное Социальное Я. Так же, как и на предыдущей стадии, содержание этого нового Социального Я — ценности, интерпретации, мировоззрение, могут быть любыми: традиционными или постмодернистскими, гуманистическими или антисоциальными, духовными или материалистическими. Они могут быть интеллектуально простыми или очень сложными в зависимости от интеллектуальных способностей человека. А также могут совпадать или не совпадать с текущей конвенцией, в последнем случае человек покидает предыдущую конвенцию и переходит в новую.

В результате отождествления с новыми ценностными установками Социального Я, они кажутся человеку действительной Истиной о мире и о себе и противопоставляются прежним «мифам». Эти установки очень значимы для Самости, так как отражают ее глубинную уникальность. Человек идеализирует свое новое опорное мировоззрение, а также авторитетных для себя людей. Он может стать ревностным адептом различных школ, сообществ или политических течений.

На основе этих новых установок в Эго формируется новая ведущая опорная субличность — «Перфекционист», которая представляет собой идеализированный образ себя.  Этот идеальный образ создается из желаемых качеств личности, собранных из примеров различных авторитетов и успешных людей. Рефлексия, самооценка, саморегуляция и интерпретация жизни осуществляется с позиции идеализированного взгляда Перфекциониста. Уникальность своего я начинает выражаться не просто в том, чтобы «не быть как все», а «быть лучше всех» — внутренний Перфекционист судит очень строго и по высочайшим меркам. При этом все, что в Непосредственном Я не соответствует идеальному образу себя, отрицается, подавляется и частично уходит в теневое бессознательное.

Человек через субличность «Я уникальный» стремится полностью соответствовать новому идеальному образу себя. Он старается перестраивать себя под этот образ — свою внешность, поведение, способ мышления, образ жизни. Когда это получается, то в Непосредственном Я возникает самоощущение «Я супер!», которое сопровождается чувством эйфории, радости, свободы и энергетическим подъемом. Достижения и успехи в жизни укрепляют это самоощущение.
Когда соответствовать своему внутреннему Перфекционисту не получается, то возникает ощущение полного ничтожества и своей недостаточности («я недо…»), чувство эмоциональной подавленности и энергетического спада. Эти перепады состояний ощущаются внутри как эмоциональные и неконтролируемые «качели», в связи с чем человек на этой стадии начинает интересоваться управлением собой и своими эмоциями.

На этой стадии весь мир и другие люди оцениваются с точки зрения убеждений и установок субличности Перфекциониста. В случае совпадения с идеалом, события, люди, партнеры воспринимаются человеком как достойные восхищения и уважения. Но как только встречается малейшее несоответствие с внутренней идеальной картиной, происходит глубокое болезненное разочарование в людях и в окружающем мире, что сопровождается душевными страданиями. Эти несоответствия случаются достаточно часто, так как требования и идеи Перфекциониста чаще всего нереалистичны, сильно завышены и трудно выполнимы в реальной жизни.

Во внутреннем самоощущении человека возникает разрыв между «хочу» и «могу» в результате несоответствия между требованиями Перфекциониста и реальными возможностями Непосредственного Я. Прокрастинация, затруднение деятельности становятся частыми проявлениями этой внутренней «растяжки», особенно в случае травм на предыдущих ранних стадиях развития. Это приводит к неверию в себя и общему фоновому недовольству собой и жизнью.

Так как Самость на стадии Самоосознавания отождествлена с идеями Перфекциониста, то человек начинает их абсолютизировать, и распространять свою точку зрения как Истину для всех. Люди на этой стадии часто занимают позицию эксперта, хотят учить других. В их представлении, по предыдущему опыту конформности, все находятся в самообмане, «живут на автомате» и нужно «раскрыть всем глаза». Это проявляется через паттерны «проповедника», «гуру», «спасателя». Любое несогласие с собственным мировоззрением со стороны других людей или даже просто проявление равнодушия воспринимается человеком на этой стадии как прямая критика его личности и как угроза самоидентичности.
Может проявляться воинственность в отстаивании своих убеждений, неприятие негативной обратной связи или просто других точек зрения. Таким способом Самость отстаивает свои границы и свою новую, значимую идентичность. В крайних случаях все это может выражаться в фанатизме, готовности идти на все ради идеи. Именно на этой стадии развития возникает известный феномен противоречия ценностей и поступков: например, ради высоких целей и ради человечества люди готовы уничтожать друг друга.

Это же несоответствие между транслируемыми ценностями и реальными возможностями личности лежит в основе такого явления как Бумерит, описанное Кеном Уилбером. В этом случае Глубинное Я отождествляется с высокими мироцентрическими ценностями любви и заботы (Зеленые ценности) в Перфекционисте, но при этом человек проявляется через все тот же нарциссизм, эгоцентризм и абсолютизм, характерные для стадии Самоосознавания.

Отношения с другими людьми становятся очень сложными на этой стадии. В результате вторичной индивидуации связь с условным Другим, которая на предыдущей стадии осуществлялась через Коллективное Социальное Я, разрывается. Базовая потребность в принятии и привязанности сильно страдает, что выражается в чувстве глубокого экзистенциального одиночества, ощущении непонятости себя другими людьми. Человек на этой стадии ищет «своих» людей и сообщества для восстановления этой связи. Среди «своих» людей со схожими ценностями и идеалами человек проживает чувство глубинного Единства.

Тонкое измерение.

Тонкое измерение на стадии Самоосознавания выполняет важную компенсаторную функцию. В воображении, в фантазиях осуществляются и проживаются мечты и желания Перфекциониста, компенсируя таким образом, невозможность осуществить их в реальной жизни.
В Тонком измерении часто проявляются Архетипы Героя («Воина», «Спасителя», «Мудреца», «Гуру» и т.д.) и становятся ведущими на этой стадии, сливаясь  с субличностью Перфекциониста.

В Тень уходят паттерны и субличности предыдущей Конформной стадии: паттерны «я хороший» Адаптивного дитя и часть Цензорских программ. На стадии Самоосознавания далеко не все прежние коллективные установки и формы поведения подвергаются пересмотру, изменению и переосмыслению. Очень часто человек продолжает конформно и неосознанно опираться в своей жизни на общепринятые установки, если они впрямую не противоречат интересам личности и глубинным интенциям. Человек часто проявляет конформность в семейных отношениях, гендерных стереотипах и в некритичном принятии  («на веру») своих новых идей и авторитетов.

В результате проекции установки и оценки внутреннего Цензор неосознанно переносятся на других людей, что порождает в Самости ощущение «давления» со стороны социума (часто родителей и других близких людей). Возникает дискомфортное чувство принуждения и долженствования выполнять требования других людей и общества («я всем должен» «все от меня чего-то хотят» «общество требует» «все меня используют»).

Глубинное измерение.

Глубинное измерение на стадии Самоосознавания переживается пиковыми состояниями Потока в те моменты, когда глубинные интенции Самости имеют возможность проявиться в жизни (например, в творческих процессах). Это становится желаемым состоянием сознания для человека на этой стадии. Он стремится испытывать состояние Потока разными способами: через творчество, медитацию, прием психоактивных веществ и т.д. Контакт со своим Глубинным, духовным измерением на этом этапе очень важен — это источник смысла и подтверждения ощущения своей уникальности, а также возможность дистанцироваться от страданий и конфликтов в Эго.

Индивидуальность.

Взрослые на стадии Самоосознавания проявляются очень по-разному в зависимости от возраста, типа, культуры, ценностей, кризисов и многого другого. Горизонтальное разнообразие на этой стадии увеличивается в связи с возрастанием сложности и комплексности процесса развития. Индивидуальность обычно проявляется очень ярко. Люди фиксированы на индивидуальных различиях и стараются подчеркнуть их разными способами.

Стадию Самоосознавания сложно распознать по внешним критериям. Человек на этой стадии обычно предъявляет себя другим людям и обществу с лучшей своей стороны с точки зрения своего Перфекциониста. В тестировании, в интервью взрослые неосознанно стараются выдавать эталонное поведение и ответы, особенно когда они хорошо информированы и обучались этому эталону.
Внешне взрослые на этой стадии могут быть вполне социально успешными и выглядеть уверенными в себе. При этом внутри у них часто присутствует ощущение неуверенности, бессмысленности, пустоты и душевное страдание. Из-за этого расхождения внутреннего самоощущения и внешнего проявления на этой стадии часто возникает страх своего разоблачения, синдром «самозванца».

Стадия Самоосознавания может проживаться как очень сложный и страдальческий этап жизни, как глубокий экзистенциальный кризис смысла и отношений с миром. Социальная сепарация от конвенции и самоутверждение своей индивидуальности может проходить очень драматично, если ценности человека вступают в конфликт с текущей конвенцией, особенно когда социум жесткий, консервативный, не терпящий различий. По своей сути эта стадия полна противоречий, глубоких внутренних конфликтов и проблем. И в то же время стадия Самоосознавания — очень творческая и революционная, так как именно на ней впервые проявляется личная свобода, воля и сила духа человеческого существа.

Переход.

По мере накопления опыта жизни, самопознания и самоутверждения своей индивидуальности, значимость установок Социального Я для человека снижается. Отождествление Глубинного Я с субличностью Перфекциониста ослабевает. Происходит переосмысление завышенных идеализированных знаний и представлений о себе и о мире. Становится возможным переход на следующую стадию Самоактуализации — стадию зрелого Эго.

Основные причины, которые затрудняют этот переход, это:

  • Травмы на ранних, детских стадиях развития приводят к возникновению серьезных внутренних конфликтов в личности, для разрешения которых необходима психологическая помощь. Это часто проявляется как личностные расстройства.
  • Социальные препятствия или жесткие социальные ограничения. Жесткие ограничения разнообразия и возможностей в социуме и культуре не дают реализовать свою индивидуальность, что приводит к усилению ощущения своей недостаточности, отчаянию и чувству «зря потраченной жизни».
  • Социальное возвеличивание. Отсутствие адекватной обратной связи от социума и других людей приводит к полному слиянию сознания с Перфекционистом и к укреплению в идеалистическом образе себя. Это часто происходит в ситуациях высокого социального статуса власти, силы, почитания и восхищения (гуруизм, тирания и т.п.).

6. Стадия Самоактуализации.
(возрастной период взрослости)

По мере накопления жизненного опыта  значимость установок Перфекциониста в Самости снижается. Взрослые на этой стадии способны дистанцироваться от своих идеалов и начинают соотносить их непосредственно со своим личным опытом жизни. Завышенные ожидания проходят испытание реальностью. Для человека на стадии Самоактуализации основной потребностью становится реальное воплощение своих глубинных ценностей, интенций и смыслов в социуме. В системе Самости укрепляется Индивидуальное Социальное Я.  Человеку больше не нужно самоутверждаться и доказывать свою уникальность ни себе, ни другим.

Грубое измерение. Структура Эго. Основные субличности.

 

В результате разотождествления с идеалами Перфекциониста человек начинает различать факты и мнение, идеи и возможности, представления и реальность как таковую. Возникает способность объективного восприятия внешнего мира и самого себя. В Самости появляется внутреннее самоощущение «объективного» и «беспристрастного», непредвзятого наблюдателя по отношению к своему внутреннему психическому пространству и к внешней реальности. Люди на стадии Самоактуализации хорошо различают «карту» и «территорию» (реальные процессы и свою интерпретацию). Любые убеждения и идеи, в том числе и свои собственные, требуют проверки опытом. Главными критериями успешного опыта становится деятельность, ее продуктивность и адекватность реальности. В Социальном Я возникает новая субличность «Прагматик», которая становится ведущей в Самости на этом этапе жизни.

Человек через субличность Прагматика начинает регулировать свою жизнь и себя самого с точки зрения наиболее эффективного, реального воплощения своего «дела жизни» — интенций Глубинного Я.
Сознание в результате способности к объектному восприятию своего внутреннего мира начинает воспринимать собственный чувственно-телесно-эмоциональный опыт дистанцированно — «мои эмоции», «мои чувства», «мое тело». Происходит разотождествление с Непосредственным Я.
Телесность и эмоции, мысли и убеждения перестают быть «Я» для Самости и становятся «Оно» — то, чем человек управляет, видит как объекты и использует как ресурс для реализации своих глубинных интенций и ценностей. Именно с этими глубинными интенциями и ценностями отождествлена опорная субличность Прагматика.

Эмоции, телесное самоощущение, интеллект осознаются и воспринимаются субличностью Прагматика с точки зрения их влияния на деятельность и свою жизнь. Непосредственное Я (телесность) используется как ресурс, «топливо» для осуществления целей. Чрезмерная трата этого «ресурса» в деятельности приводит к истощению, сбоям в здоровье, и таким образом к снижению продуктивности. Поэтому становится важным эмоциональный и телесный комфорт, поддержание своего максимально функционального психофизического состояния.
На этом этапе люди интересуются различными психологическими, духовными практиками не столько с целью самопознания и поиска своего «истинного Я» как на предыдущей стадии, сколько с целью саморегуляции, управления собой для осуществления своих целей и улучшения качества жизни.
Все, что приводит к ограничению важной для себя деятельности на этой стадии вызывает тревогу, беспокойство и фрустрацию ( социальная нестабильность, проблемы со здоровьем, нехватка времени, ограничивающие социальные обязательства).

На предыдущей стадии Самоосознавания человек был, как правило, озабочен невозможностью делать дело наилучшим образом, так как разрыв между «хочу» и «могу» приводил к прокрастинации или обесцениванию, а цели часто были очень глобальные и расплывчатые. В отличие от этого, на стадии Самоактуализации внимание сознания смещается непосредственно на сам процесс деятельности. Проясняются идеалы, конкретизируются цели, рассчитываются конкретные шаги для получения результата в контексте своей текущей жизненной ситуации.

Взрослый на этой стадии развития начинает воспринимать деструктивные паттерны и установки своего собственного Цензора и Перфекциониста, которые мешают успешной деятельности. Он старается перестраивать эти паттерны, работает над адекватной, позитивной и поддерживающей самооценкой. Перестраиваются перфекционистские максимумы предыдущей стадии «все или ничего», «быстрее, выше, сильнее». На стадии Самоактуализации становятся важны «маленькие шаги», и возникает долговременная перспектива получения результата. Разрыв между «хочу» и могу» предыдущей стадии превращается в «хочу-могу-делаю».

Время становится значимым ресурсом на этой стадии в условиях конечности своей жизни, так как важно успеть сделать как можно больше, «не растрачивать время попусту». Большинство взрослых переходят на стадию Самоактуализации в среднем и более старшем возрасте, когда телесные ресурсы уже ограничены. В связи с этим возникает беспокойство о своем здоровье и забота о нем для сохранения возможности активной деятельности в социуме как можно дольше.

В результате снижения перфекционистских требований к себе, человек начинает принимать и учитывать особенности своего Непосредственного Я, которые выглядели на предыдущем этапе как досадные ограничения (особенности своей телесности, темперамента, типа). Многие качества Непосредственного Я, подавленные Перфекционистом и Цензором, начинают выходить из Тени бессознательного и становятся частью индивидуальности Самости (как правило, осознанно интегрируются).

Способность дистанцироваться от своих убеждений и эмоций, опора на «рацио» Прагматика и на свой непосредственный опыт жизни позволяют человеку воспринимать реальность и других людей непредвзято, без идеализации. Иные точки зрения, ценности, убеждения не воспринимаются больше как угроза самоидентичности. Абсолютизм предыдущей стадии постепенно уходит, и чужие мировоззрения и ценности перестают быть «неправильными», а становятся просто «другими» , другой точкой зрения, другим опытом. Истина на этом этапе относительна, зависит от контекста и должна быть адекватной объективной реальности (карты сверяются с территорией -внешней реальностью).

С предыдущей стадии Самоосознавания этот зрелый релятивизм часто воспринимается как нигилизм и превращается в деконструкцию истины — «если истины субъективны, то нет никакой истины». На предыдущей стадии человек еще самоутверждается в своей точке зрения, и ему необходима абсолютная и правильная Истина. Однако, на стадии Самоактуализации взрослый больше не нуждается в опоре на одну правильную картину мира. Истина для человека – это, прежде всего, свой собственный, субъективный опыт жизни («то, что работает лично для меня») в сочетании с обобщенным доказательным опытом и знаниями человечества. Взрослый на стадии Самоактуализации принимает тот факт, что для другого может быть важна другая картина мира. Благодаря этой внутренней опорности на свой опыт, сосуществование разных субъективных точек зрения на этой стадии не дезориентирует Самость как на предыдущем этапе. В результате этого укрепляются психологические границы между собой и другими людьми. Индивидуальность другого и его границы уважаются так же, как и свои границы и индивидуальность. Продуктивная и уважительная критика, обратная связь в отношении себя и своей точки зрения становится важным аспектом для саморазвития.

Другие точки зрения на стадии Самоактуализации воспринимаются с позиции Прагматика и его целей — «зачем мне это нужно», » как это может расширить мою перспективу». В результате обретения внутренней самодостаточности и автономности, отношения с людьми строятся с точки зрения партнерского взаимодействия «разных, но равных», на основе договоренностей и выгодного для всех взаимообмена. Взрослые на этой стадии оценивают себя и других людей через субличность Прагматика с точки зрения реальных дел в социуме, а не просто декларации идей, внешнего проявления или статуса.

Близкие отношения также строятся из позиции Прагматика — как общее дело, которое мы все делаем совместно на основании наших потребностей. Базовая потребность привязанности на этой стадии также осуществляется через партнерские отношения. Честность, договороспособность, взаимообмен, ясность являются основой доверия и близости в отношениях с другими.

Чувство принадлежности и глубинное Единство проживается во включенности в широкий социум. Взрослые на этой стадии становятся внутренне независимыми от конкретной конвенции, поэтому видят мир с позиции мироцентрических и общечеловеческих ценностей — жизни, свободы, равных прав. В отличие от предыдущей стадии, где желание улучшить социум базируется на «правильной» для всех идее, на стадии Самоактуализации взрослые проявляют внимание к реальным потребностям  разных групп людей — внимание к территории. Они стараются улучшить мир, исходя из принципа взаимообмена («каждому по потребностям, с каждого по способностям») и функциональности («чтобы все хорошо работало»). Благополучие социума становится важным аспектом жизни, поэтому взрослые на этом этапе, как правило, не заинтересованы в революционных изменениях и кризисах.

Тонкое измерение

На стадии Самоактуализации человек начинает так или иначе взаимодействовать с Тенью, так как, благодаря самонаблюдению, замечает свои неосознанные импульсы и реакции, их влияние на свою жизнь и отношения с людьми. Его внимание привлекают те аспекты бессознательного, которые важны для реализации ценностей, интересов и целей Прагматика. При этом психические паттерны и качества личности, неважные для внутреннего Прагматика, продолжают наполнять Тень и неосознанно проявляться.

Если на этом этапе человек интересуется Тонким измерением, то он, как правило, стремится управлять им ради достижения своих целей, будь то просветление, здоровье или зарабатывание денег.
Тонкое измерение на стадии Самоактуализации внутренне хорошо отделено от Грубой реальности бодрствования,  так как  сознание больше не отождествлено непосредственно с установками и символами Социального Я как это было на предыдущих стадиях развития.

Глубинное измерение.

Глубинное измерение на этой стадии проявляется состоянием Потока в деятельности и в творчестве через резонанс с Глубинным Я.
Если Глубинное, духовное измерение само по себе становится целью на этом этапе (например, в достижении просветления), то субличность Прагматика часто еще больше отделяется от Непосредственного Я. Такое отделение может приводить к диссоциации сознания от телесности и эмоциональности, потере контакта с собой и формированию сильной Тени в системе Самости. Это проявляется в самоощущении как потеря вкуса жизни, снижение эмпатии, истощение жизненных ресурсов.

Индивидуальность.

Индивидуальность проявляется через продуктивную деятельность в выбранной для себя конвенции и области интересов: наука, духовность, творчество, семья, социальные проекты, материальные достижения и многое другое. Способности реализуются максимально эффективно. На этой стадии в проявлении способностей становится важным не столько оригинальность, сколько профессионализм и мастерство исполнения.

С учетом видения разных точек зрения и сложности их сосуществования, восприятие и описание мира становится сложным. Уровень этой сложности зависит от интеллектуальных способностей, образования, степени психологической осознанности, интересов. Например, взрослый на этой стадии, который медитирует, проходит психотерапию, интересуется философией и реализуется в помогающей профессии, будет сильно отличаться от взрослого, интересы и интенции которого находятся в области материальных достижений в самоактуализации.

Разнообразие проявлений личности на этом этапе зависит от сочетаний: стадия+возраст, стадия+культура, стадия+кризис/травма, стадия+тип.

Переход.

На стадии Самоактуализации человек максимально полно реализует себя во всех значимых для него сферах жизни, воплощает в жизнь свои глубинные интенции и предназначение. Это стадия зрелого, сильного и многофункционального Эго, и она завершает этап Социальной индивидуации. Она проживается как наиболее счастливое, осмысленное, полноценное время жизни. Взрослый на этапе Самоактуализации уверен в себе, самодостаточен, удовлетворен жизнью, хорошо справляется с трудностями и кризисами, поэтому эта стадия очень устойчива. В связи с этим, переход на следующую стадию развития случается очень редко. Основные причины, которые могут инициировать переход: —
-осуществление глубинных интенций и исчерпанность целей
-социальные ограничения
-столкновение с ограничениями деятельности — болезнью, близостью смерти (конечность будущего).

Продолжение следует.

Вторая часть 

Первая часть

Авторы ©Алина Чумакова, Динара Бадаева. 2018
© www.integralpro.ru
Все права защищены. Использование материалов и цитирование возможно только с указанием авторов и источника.