Развитие эго: девять уровней все большего охвата. Сюзанна Кук-Гройтер.

Развитие эго: девять уровней все большего охвата

Подробное описание девяти стадий согласно теории развития эго, включая Конструкт-сознающую и Объединяющую стадии

Сюзанна Кук-Гройтер

Введение

Проще всего понять теорию развития эго как одну из моделей, описывающих различные уровни развития в верхнелевом секторе «всесекторной, всеуровневой» (AQAL) карты человеческого опыта Кена Уилбера. Она описывает стадии развития, на которых находятся представители современного западного общества. Таблица ниже показывает, что теория развития эго охватывает доконвенциональные, конвенциональные, постконвенциональные и ранние пост-пост-конвенциональные способы создания смысла (meaning making) во всеобъемлющей модели сознания Уилбера. Ниже представлена схема, показывающая точность настройки дифференциации теории развития эго и её включённость в контекст более широкой модели. Несмотря на вид этой иллюстрации, не нужно рассматривать данную теорию как простую иерархию, линейную прогрессию или последовательность ступеней. Это только один из вариантов представления модели развития.

Поскольку стадии развития Торберта примерно соответствуют стадиям развития эго, они также перечислены ниже для сравнения и лучшего понимания.

Развитие человека можно описывать по-разному, и, тем не менее, большинство теорий рассматривают его как некую спираль, в противовес жёсткой последовательности, где движение возможно во всех направлениях.

В большинстве своём рост взрослых представляет собой горизонтальное расширение. Люди обучаются новым навыкам, новым методам, новым фактам, даже новым способам организации знаний, но стадия их развития или умственная модель мира остаётся прежней. Теория развития эго, с другой стороны, описывает, как со временем эволюционируют сами по себе психические модели. Каждый следующий уровень содержит в себе предыдущий в качестве подмножества. Каждый новый уровень является новой целостной логикой со своей собственной связанностью, и в то же время – частью большей, более сложной системы создания смыслов.

Более того, теория развития эго описывает психо-логическую (sic) систему с тремя взаимосвязанными компонентами. Оперативный компонент рассматривает то, как взрослый человек определяет цель своей жизни, к чему он прикладывает свои усилия и по направлению к чему он движется. Аффективный компонент рассматривает эмоции и наш опыт пребывания в этом мире. Когнитивный компонент оценивает то, как человек думает о себе самом, об окружающих и о мире в целом. Важно понимать, что каждая стадия является суммой делания, бытия и мышления, несмотря на упоминание логики, что может навести на мысль о преобладании когнитивного компонента.

Образно говоря, теория развития эго (ТРЭ) даёт нам один из способов понимания того, как индивидуум преодолевает затруднения человеческого существования, применяя практические знания, здравый смысл, всё более сложные карты, алгоритмы и интуицию.

Функция ТРЭ, психо-логия создания человеком смыслов, отвечает на следующие важнейшие вопросы
ДЕЙСТВИЕ* как я справляюсь* потребности и направление усилий

* цели

  1. Измерение поведения:

Как люди взаимодействуют? Какие их потребности заставляют их действовать и чего они пытаются достичь? Как они справляются со своей жизнью и управляют ей? Какова функция окружающих в жизни индивидуума?

БЫТИЕ* сознавание* опыт

* аффект

  1. Аффективное измерение:

Как они чувствуют себя по тому или иному поводу? Как они справляются со своими чувствами? Насколько они осознанны и насколько выборочно их восприятие? Как события переживаются и обрабатываются? Каковы их предпочитаемые защитные реакции?

МЫШЛЕНИЕ* концепции* знания

* интерпретации

  1. Когнитивное измерение:

Как человек думает? Как индивидуумы структурируют свой опыт, как они объясняют себе происходящее, какой смысл они придают своему опыту? Какая логика лежит за их взглядом на мир и на себя в мире?

 

ЗнанияЗамечать больше фрагментов мозаикиОбнаруживать модели, правила и законы

Предсказывать, измерять и объяснять

Смотреть вперед и назад в будущее

Знать больше и делать больше

МудростьПонимать более глубокоРаспознавать предположения

Видеть всю систему в динамике

Видеть внутри, вокруг и за пределами

Освобождаться от иллюзий

Постигать пустотность феноменов

Импульсивная, 2; Защищающася, 2/3; Конформистская, 3; Самосознающая 3/4; Добросовестная, 4; 4,5, Индивидуалист; 5, Автономная; 5/6, Конструкт-сознающая; 6, Объединяющая.
Социально запрограммированныйВсе большая дифференциацияКонвенциональное линейное мышление Конструируемый собой/другимиВсё большая целостностьПостконвенциональное понимание

Человеческое развитие в общем можно рассматривать как развитие различных способов придания смысла реальности или различных стадий. Стадии следуют друг за другом, одни из них сосредоточены больше на дифференциации, а другие – на интеграции. Эта модель – от дифференциации к интеграции – прослеживается как на всём протяжении развития, так и от стадии к стадии.

Психологи середины шестидесятых годов[2] впервые установили, что индивидуумы развиваются, последовательно переосмысливая баланс между дифференциацией и интеграцией. Ангьял (Angyal) называл это врожденным стремлением одновременно к автономии и к гомономии. Последнюю он определял так: «Гомономия – это желание находиться в гармонии с объединением, которое индивид считает выходящим за пределы его индивидуального я. Часть может быть представлена… социальным образованием – семьей, кланом, нацией, идеологией, или … упорядоченной значимым для него образом вселенной» (1965, стр.15). Нам эта двойственная потребность известна под именем дифференциации и интеграции; сепарации и вовлеченности (participation); управления и связанности; независимости и соединения; или заботы и справедливости. Стадии LDF[3] следуют этой модели на всём своём протяжении.

Дробные стадии на рисунке выше – это стадии дифференциации. Это Защищающаяся, Самосознающая, Индивидуалистическая и Конструкт-сознающая стадии. Как только индивидуум поднимается выше мировоззрения предыдущей стадии, он склонен фокусироваться на различиях с ней. Он утверждает свою вновь завоёванную независимость, но также он немного растерян, потому что потерял связь со всем, что оставил позади. Люди, находящиеся на стадиях развития, обозначенных целыми числами (Конформистская, Добросовестная, Автономная и Объединяющая), обычно более сбалансированы, потому что они находятся в гармоничных отношениях со своим вновь обретённым сообществом, связи с которым соответствуют их когнитивным, эмоциональным потребностям и потребности во взаимодействии. Эта последовательность проходит от отождествления с другими, которые разделяют внешние признаки (стадия 3, Конформист), до отождествления с теми, кто имеет сходный образ мышления (стадия 4, Добросовестный), с теми, кто разделяет сходные принципы (стадия 5), и теми, кто похож по духу, который на стадии 6 (Объединяющая) воспринимается как сияющий во всех людях.

Общее смещение от дифференциации к интеграции отмечает переход от конвенциональных к постконвенциональным стадиям. Первые два уровня развития представляют собой отход от симбиотического слияния новорождённого, или, по-другому, общую тенденцию всё возрастающей дифференциации, движущейся по направлению ко взрослым стадиям абстрактного, аналитического функционирования. Этот тип развития достигает своей кульминации на Добросовестной стадии, стадии научного эго. Постконвенциональные стадии (от Индивидуалиста 4/5 до Объединяющей 6) показывают общую тенденцию к ассимиляции и интеграции по направлению ко всё более сознательному ощущению принадлежности и единения с основой (ground).

Большинство современных западных представлений заключаются в том, что полностью функционирующий взрослый видит реальность как нечто существующее вечно и внешне по отношению к себе, состоящее из постоянных, точно определённых объектов, которые можно проанализировать, исследовать и контролировать ко всеобщему благу, и обращаются с ней соответственно. Это мировоззрение основано на максимальной разделённости субъекта и объекта, мысли и мыслителя. Оно характеризует традиционный научный образ мышления, озабоченный контролём, измерением и предсказуемостью. Также он представляет цель западной социализации. Большинство взрослых не задумываются об относительности определения объекта и полностью не осознают того факта, что, согласно Копловицу (Koplowitz), «процесс наименования и измерения выхватывает свой предмет из реальности, которая сама по себе неназываема и неизмерима»[4]. Они действуют, исходя из предположения, что субъект и объект различны, анализируя части, которые могут выделить из целого. С точки зрения конвенционального западного мировоззрения, приобретение такого научного, рационального менталитета (mindframe) (или стадии формальных операций по Пиаже) является целью социализации и определяет, что означает быть полноценным взрослым человеком.

Следующая таблица показывает распределение представителей различных популяций по стадиям развития.

Стадия/Стадия 535 менеджеров и консультантов, Великобритания 497 менеджеров и супервайзеров, США 4510 представителей смешанного взрослого населения, США
Импульсивная (2; ∆) 0,4 2,2 4,3
Конформист (∆3; 3) 1.7 8.2 11.3
Самосознающая (3/4) 21.1 47.8 36.5
Добросовестная (4) 33.5 34.8 29.7
Индивидуалист (4/5) 23.4 5 11.3
Автономная (5) 13.5 1.4 4.9
Конструкт-сознающая 5.6[5] <1 1.5
& Объединяющая 0.9 0.5

Ниже я представлю иллюстрированную карту того, как само-осознание расширяется в стандартной последовательности от неведения к зрелой мудрости через последовательно возрастающую целостность понимания себя и окружающих.

Полностью читать здесь 

Источник http://www.cook-greuter.com

[1] Torbert in Fisher D. & Torbert W.R. (1995). Personal and organizational transformation: The true challenge of continual quality improvement. London, UK: McGraw-Hill. Torbert in Fisher, D., Rooke, D. & Torbert, W. (2002). Personal and organizational transformations: through action inquiry. Edge\Work Press

[2] Angual, A. (1965). Neurosis and Treatment: A Holistic Theory. New York; The Viking Press. Bakan, D. (1966). The duality of human experience. Chicago: Rand McNally.

[3] Leadership Development Profile (LDP) — Профиль развития лидерства — одно из названий общей концепции и методики Сюзанны Кук-Гройтер применительно к стадиям зрелости лидерских способностей. — Прим. ред.

[4] Согласно Копловицу (1984, стр. 289)

[5] Более высокий процент поставтономных клиентов в выборке из Великобритании, скорее всего, можно отнести к смещению за счёт свободного выбора (self-selection bias). Приверженные трансформации и росту индивидуумы сами заинтересованы в тестировании. Большинство участников в общей выборке из США набраны в различных исследовательских проектах.