Эволюция и глобализация в рамках интегрального подхода

 

Эволюция и глобализация в рамках интегрального подхода.

1. Введение. Разница между инструментом ИОС и тем, что у нас получается в результате его использования.

В связи с последними работами Кена Уилбера  о происходящих сегодня мировых событиях, я предлагаю небольшую рефлексию относительно того, как мы создаем интерпретации и каким образом мы применяем интегральный подход (ИП).

Безусловно, каждый человек, использующий ИП будет делать это по-своему и получать немного разные результаты, как это и происходит с любым другим сложным инструментом познания. Однако, если ИП — это действительно всеохватный, надежный инструмент, то можно предполагать, что его использование все же приведет при небольшом различии к общим, сходным результатам.

От того, как мы используем ИП, рождаются теории, предположения, анализ определенных событий и процессов — карта территории, к которой мы его применяем. В этой способности пользоваться этим инструментом мы, конечно, ограничены своей собственной стадией развития, культурной составляющей, психологическими теневыми захватами, собственными знаниями и компетенциями. Но это не значит, что мы не способны с помощью этого инструмента проанализировать в том числе и свои ограничения и увидеть их.

Удивительно, что общие предположения, которые когда-то сделал Кен Уилбер, используя на раннем этапе становления ИП относительно эволюции сознания и глобальных процессов, в какой-то момент превратились в утверждения — в то, что не подлежит рефлексии и анализу, не пересматривается, а уже по умолчанию входит и используется в интегральной теории.

Вот эти предположения, незаметно ставшие утверждениями:

  1. Утверждения об эволюции. Такие, как  эволюционная направленность — к Желтому/Бирюзовому/2му порядку. Сам процесс — это последовательное продвижение «вперед и вверх» через превосхождение и включение. В нем существует лидер и передний края эволюции, который по умолчанию принадлежит «верхним уровням» в эволюционной спирали, а эволюцией можно управлять с «верхних уровней».
  2. Утверждения об уровнях. Описания уровней, волн и стадий развития сознания — как они выглядят (особенно волны пока еще незакрепленные эволюционно), их последовательность ( линейная, поступательная «вперед и вверх» по типу восхождения по лестнице), инструменты распознавания и различения этих стадий (связанные преимущественно с теорией развития ценностей Спиральной Динамики и линиями развития на основе теории множественного интеллекта Г. Гарднера).

Благодаря этим утверждениям складывается обманчивое впечатление, что мы уже все знаем об уровнях сознаниях, что у нас есть надежные инструменты для их распознавания, что мы знаем и понимаем все закономерности сложного эволюционного процесса в этом контексте. Но так ли это?
Является ли на самом деле эволюция сознания процессом поступательного движения «вперед и вверх»? Умеем ли мы различать стадии и достаточно ли понимаем, за счет чего в человеческом сознании они возникают и почему они именно такие? Стадии чего именно мы описываем как волны сознания? Является ли адекватным и полным описание стадий на основании теории К. Грэйвза исследовавшего только ценности? Или на основании теории Г.Гарднера исследовавшего различные способности интеллекта и не рассматривающего сознание как целостную, интегративную систему?

Понимаем ли мы феномен «бумерита» — каким образом нарциссизм и эгоцентризм вдруг проник в такую высокую и мироцентричную по умолчанию стадию как Зеленый? Какие у нас навыки в различении стадий и понимаем ли мы разницу между трансляцией и трансформацией? Действительно ли, если мы что-то когнитивно или интеллектуально понимаем относительно стадии или транслируем ее ценности, то это по умолчанию значит, что мы на ней находимся (грубо говоря, значит ли что если человек о чем- то говорит, то обязательно ли он способен действовать таким же образом)?

Понимаем ли мы и учитываем социальные системы и иерархии в развитии коллективных холонов на уровне стран и геополитики, то есть структуру и форму политических, социальных, экономических институтов? И каким образом это влияет на сложные, коллективные процессы?
Действительно ли «исследования показывают, что «около 25% населения находятся на традиционной волне, 40% на современной, 20% на постсовременной, и только 2% или около того находятся на интегральной волне развития или выше» (Кен Уилбер «Краткая история всего») ? Откуда взяты эти проценты? В какой модели развития, какие аспекты сознания все это нам показывают? Действительно ли 20% оказывают существенно влияние на эволюционные процессы вообще, даже если один раз в истории это и случилось? И какого рода было это влияние?

Задавались ли мы вопросом, как так случилось, что во время существования интегральной теории в ней самой родился некий «враг эволюции», вредитель эволюционного процесса — «Зеленый уровень» в варианте бумерита? Что нашелся «виноватый» в происходящем очень сложном процессе сейчас в мире?
С какой стадии развития происходящее в мире выглядит как иерархия линейного, вертикального лидерства: «кто наверху (эволюционной спирали в данном случае), тот за все отвечает», «ведомый-ведущий», «один лидер ведет всех за собой, должен вести», «в событии (кризисе) есть одна существенная причина» и «если ее исправить, если лидер станет правильным и хорошим, то все выйдут из кризиса»?

Все эти вопросы — это проверка карты на территории. Конечно, рисовать абстрактную карту эволюции широкими мазками, исходя из предположений — это процесс захватывающий и вдохновляющий. Слушать или читать красивые речи об избранности и передовом крае эволюции легко и приятно, так же, как и оказаться на этом краю просто благодаря самому факту слушания и чтения интегральных текстов. И легко найти виноватого в том,  что эволюция не идет так как надо и требовать от этого  «авангарда» изменений, как сделал Кен Уилбер в последней работе. («This is a cultural disaster of the first magnitude—blame for which lies squarely on broken green’s doorstep.» , «Trump and a Post-Truth world»)

Проверять наши карты на адекватность территории — это работа совсем другого уровня сложности, требующая от человека большого системного анализа, напряженного когнитивного труда и практики развития мышления, практического исследования территории, расширения своей перспективы, глубокой собственной рефлексивной практики и практики осознанности, что и составляет основу развития. Что же для нас самих в приоритете в контексте интегрального подхода?
Если мы сверяем карту и территорию и называем территорию и то, что там происходит, чем-то неправильным, а какой-либо уровень больным или препятствием для эволюции, требуем от него или от территории изменений, только потому, что все происходит не так, как мы ожидали, то возможно сначала стоит пересмотреть в первую очередь саму интегральную карту и свои ожидания.
Это то, что я предлагаю сделать и при этом включить интегральный подход и системность в оценку территории.
Я предлагаю лишь один из возможных вариантов того, как это может выглядеть. Каждый из нас может создать свой анализ, пользуясь инструментом ИП (ИОС) и своими познаниями в области развития.

2. Как мы рассматриваем стадии развития, и куда пропала одна важная стадия из спирали развития.

Является ли адекватным или достаточным использование для описания волн Сознания или уровней развития модели Г. Гарднера или Спиральная Динамика? Мне кажется, что нет. Ни одна из них не рассматривает сознание/самость/эго как целостный и сложный холон, имеющий не только структуру, но и сложную внутреннюю динамику.
ВЛ и наше сознание — это не набор независимых, отдельных качеств, аспектов, функций, элементов. Так механистично и дробно это выглядит только с определенного уровня развития (не сложно узнать в этом Оранжевый). Мы можем предположить, что в ВЛ сознание/самость — это такой же холон, целостная динамическая система индивидуума, как и сложная телесность, которую мы наблюдаем через ВП. Практически все феноменологические модели в психологии находили эту целостность, систему и динамику — психоанализ и его направления, юнгианский анализ, психосинтез, экзистенциальные, процессуальные подходы и многие другие, хотя они и не исследовали развитие взрослых.

Исследователи, кто близко  соприкоснулись с интегративным подходом и описали через него стадии взрослого развития- это Д. Левинджер и С. Кук-Гройтер (Стадии развития эго- где эго комплексная интегративная система «Я»). В этих моделях, подкрепленных эмпирическими исследованиями, мы находим уровень, который отсутствует как у Уилбера, так и в СД, которую он часто использует — это стадия Самосознающая, между Конформной и Добросовестной, что соответствует стадии между Янтарной и Оранжевой волнами. Исследования С.Кук-Гройтер показывают ее значительное присутствие-36,5 % смешанного взрослого населения США и 47,8 % менеджеров в США (к-Гройтер Кук-ГС.Кук-ГрРазвитие эго: девять уровней все большего охвата.& 2009). Что же это за стадия такая, которая значительно проявляется в мире, но не учитывается в интегральной теории?
В целом, она описывается как начальная рациональная стадия развития — начало третьей перспективы, начало критического мышления, начало социальной индивидуации и самоутверждения, первой социальной самостоятельной самореализации, выхода из традиционных конформных, принятых правил-ролей, начало саморефлексии и осознания своей собственной уникальности.

Фрагменты описания стадии С. Кук-Гройтер:

» Индивидуум приобретает способность к интроспекции и пониманию себя.»
«Это также означает, что им необходимо выделить себя из ближайшего семейного окружения и утвердить и выразить свою вновь обнаруженную личность. »
«Индивидуум хорошо видит различные альтернативы. Иногда это выходит за рамки разумного – они предлагают и предлагают бесчисленное множество вариантов решения и точек зрения на одну и ту же проблему.»
«Тогда как Конформист сосредоточивает своё внимание на похожести, Самосознающий смещает фокус внимания к индивидуальным различиям.
Тем не менее, теперь они хотят, чтобы другие принимали их потому, что они отличаются. Они также хотят быть лучше остальных, выделяться из толпы.»
«Эта стадия стабильна и сопротивляется изменениям. »
«Поскольку они мыслят линейно (their process is additive), индивидуумы на этой стадии развития ещё не могут определить приоритеты разнообразных возможностей или создать их синтез. »
«Самосознающие индивидуумы склонны генерировать бесконечное количество различных решений проблемы, не будучи в состоянии распределить приоритеты между ними. Процесс принятия решений часто откладывается.»
«Поскольку они только что обнаружили своё личностное своеобразие, Самосознающие люди боятся потерять это ощущение собственной уникальности. Они боятся снова быть поглощенными и утонуть в массе других. » «Никто не может сказать Самосознающему человеку то, чего он не знает, или знать что-то лучше него. »
(С. Кук-Гройтер Развитие эго: девять уровней все большего охвата. 2009 )
(Динара Бадаева и я описываем эту стадию и ее особенности подробнее в нашем исследовании и модели развития Самости )

Таким образом, невозможность создавать приоритеты и иерархии, постконформистский бунт против них, невозможность оценки «лучше или выше», невозможность принятия решений из-за генерации бесчисленного множества вариантов, важность собственной уникальности и выделения из толпы, подчеркивание индивидуальных различий. Нарциссизм, эгоцентризм, непродуктивный релятивизм, нигилизм «злобного Зеленого мема» или «бумерита» вполне узнаваем.

Кен Уилбер писал о том, что, несмотря на то, что развитие — это уменьшение эгоцентризма, каким-то образом «красный» эгоцентризм проник в Зеленый постконвенциональный уровень, про «странную смесь» постконвенционального мышления и доконвенциональных эгоцентрических импульсов и поведения («Теория всего»2001). Однако, она вовсе не странная, если иметь в виду Самосознающую стадию. Как пишет Уилбер: » Все начинает меняться в подростковом возрасте, когда возникает постконвенциональное и мироцентрическое сознавание (стадия универсальной заботы по Гиллиган).» («Теория всего» 2001).
Действительно, это именно тот самый возраст, согласно исследованиям, когда начинает актуализироваться Самосознающая стадия, которая пока еще сосредоточена на себе и самоутверждении себя, выделении себя из текущей конвенции через противопоставление или уникальность. Отсюда все эти «Долой систему!», «Ниспровергай авторитеты!», «Мне никто не указ «(так Кен Уилбер описывает основные маркеры-проявления бумерита «Теория всего»2001). Отсюда же нигилизм, отрицание оценки и иерархии при этом со скрытой иерархией «я лучше и моя точка зрения вернее». Конечно, на этой стадии нет еще никакой универсальной заботы, хотя она и характеризуется первым выходом из конвенции — пока еще из конформной, традиционной конвенции для данного общества, где вырос индивидуум, и она может быть какой угодно.

До/над заблуждение проникло в саму интегральную теорию. Самосознающая стадия, которая выпала из спирали развития между Янтарным и Оранжевым, принята за Зеленую стадию развития: антиконвенциональный бунт принят за постконвенциональную автономность; яркое и нарочитое самоутверждение своей уникальности принято за аутентичность зрелого взрослого; невозможность Самосознающего признать и принять вертикальные иерархии принята за сложные горизонтально-вертикальные иерархии Зеленого в зависимости от контекстов; плюрализм Самосознающего, налегающий на различия и их признание в социуме, перепутан с плюрализмом Зеленого, акцентирующего уважение к ценности жизни и ее уникальному разнообразию прежде всего.

Почему эта путаница произошла?
Кроме того, что выбраны не очень адекватные модели для описания стадий развития в ВЛ, эта путаница возникла из-за того, что самость/эго индивидуума может усваивать и транслировать высокие ценности. Забыта горизонтальная эволюция и горизонтальное развитие.
Конформная стадия или Янтарная волна растет и развивается в определенном социуме, культуре, на определенном историческом этапе. На этой стадии в нашем собственном развитии мы усваиваем, выучиваем те ценности или мировоззрение, которые присутствуют в нашем окружении. И мы их транслируем, то есть воспроизводим их смысл, мы можем понимать их, даже пропагандировать. То есть по сути стадия развития сознания — это некая форма, определенная конфигурация/структура сознания. А ценности, смыслы и убеждения — это содержание этой формы. Стадия — это сосуд, ценности — это содержание. Любой европейский школьник может транслировать ценности охраны окружающей среды на планете или равенства всех наций и будет всей душой за это болеть, но только потому, что его так научили. А школьник в религиозной стране выдаст значимые традиционные, религиозные ценности своей страны, только потому, что его так научили. При этом, конечно, вся форма этой трансляции будет базироваться пока еще на Янтарной стадии, то есть без критики, без осмысления, абсолютистски, с агрессией к противоположной точке зрения, с невозможностью ее признать или даже понять.
На стадиях развития, начиная с Янтарной, мы можем транслировать высокие мироцентричные ценности, но мы не можем действовать как мироцентрические стадии.
В таком случае может ли Самосознающий, бумерит, находящийся между Янтарным и Оранжевым, который транслирует Зеленые ценности, действовать как Зеленый? Нет, это невозможно. И обращения к нему Уилбера в этом случае — это пустой звук. Подлинно Зеленым, мироцентричным, постконвенциональным он может стать только тогда, когда пройдет еще Оранжевую стадию с учетом своих Зеленых ценностей. Бумерит же- это естественный, закономерный, нормальный процесс актуализации этой важной переходной, стадии сознания, а не болезнь Зеленого уровня.

3. Где во всем этом Зеленый.

Что касается подлинно Зеленого уровня, то после уже прояснившегося до/над заблуждения мы можем выделить существенные признаки этого уровня с учетом логики развития — усложнения комплексности и глубины, уменьшения эгоцентризма, а также включения-превосхождения.
Этот уровень пострациональный, он прошел и включил Оранжевый, то есть вполне освоил и использует эффективные иерархии, результативность решений, оценочность через эффективность и полезность, социоцентрическую направленность внимания, успешность. Все это пройденная стадия для Зеленого. Что же эта новая волна при этом актуализирует? Это усложнение мышления через внимание к разным контекстам, видение сложных систем и систем систем (постформальное мышление см. Michael Commons and Francis Richards , Four Postformal Stages ), продуктивный релятивизм. Эта стадия также включает надрациональный опыт Тонкого и внимание к левым квадрантам через феноменологию, через чувства, процессуальность. Экзистенциальное восприятие целостности жизни и вообще холистичности, удержание общности человеческого бытия несмотря на различия, гуманистические ценности и приоритет ценности человеческой жизни ( и не только человеческой), важность межличностных отношений ради самого взаимодействия, а не собственного выигрыша или кого- бы то ни было – все это атрибуты пострациональной стадии. Это стадия начальной, сердечной мироцентричной заботы и не пост-, а скорее внеконвенциональная. Потому как ведущая конвенция, которая зависит от культуры и исторического этапа, перестает быть опорным и значимым аспектом жизни на этой стадии.

Где же находится подлинно Зеленый уровень и каков его процент?
Существенная деталь.

Единственные эмпирические данные, которые мне известны, есть опять же у С. Кук-Гройтер — 11% среди смешанного населения США, то есть гораздо меньше 20%, о которых пишет Уилбер (С. Кук-Гройтер Развитие эго: девять уровней все большего охвата.) И это с учетом вероятных погрешностей инструмента измерения стадий с помощью теста.

Находится ли при этой малочисленности Зеленый в лидерах эволюции?

Если принять во внимание НП (нижний правый квадрант) — как выстроены системы в мире на уровне государств, политики, ведущих игроков/предприятий мировой экономики, то мы увидим, что она выстроена по старому доброму линейному, строго вертикальному, иерархическому Янтарному типу, который возник очень давно и почти не менялся — наверху руководитель или группа руководителей, которые управляют сверху вниз с незначительными ограничениями и сдерживающими рычагами через выборную систему или систему горизонтальных противовесов (добавление Оранжевого). То есть, по факту, именно в руках лидеров такого типа иерархий, согласно Янтарной системе, находятся основные рули  управления большими социальными процессами.

 

Каков при этом процент индивидуумов на Зеленой стадии ( а не с Зелеными ценностями) среди политиков, управленцев, военных управленцев и других? Каким образом Зеленая стадия в эту систему попадает или может попасть ? Есть ли у Зеленого интенция проходить через иерархию Янтарной политической системы? Находится ли это в поле его интересов и ценностей? Чем вообще занят этот уровень? Сможет ли он удерживаться в такой системе и осуществлять в ней реально Зеленую прагматику?

Если учесть поправки в спирали развития на Самосознающий, то по риторике, по действию, по интересам, можно увидеть что именно эта стадия, а не Зеленый преобладает среди лидеров большинства социальных государственных систем, кроме некоторых развитых стран, где все таки, на мой взгляд, преобладает Оранжевая стадия. Под «лидерами» я имею в виду не конкретных единичных людей, а группы. Хотя Зеленые ценности востребованы на уровне дискурса и культуры в развитых странах, существует большое несоответствие между транслируемыми ценностями и стадиями прагматики лидеров, что часто приводит к проблемам.

Подлинно Зеленую волну по факту ее интересов, возможностей и точки приложения мы скорее найдем не в политике, не в экономике, а в культуре, в помогающих профессиях, в образовании, в социально ориентированных, независимых гражданских организациях и проектах. Потому что именно это — левые квадранты, мироцентрическая забота — сфера интересов и место влияния этого уровня на данный момент. Это та работа в мире, которую делает Зеленая волна для всех, независимо от вероисповедания, национальности, пола, гендера, места жительства, уровня развития.

4. Важная роль Оранжевой стадии в НП квадранте.

 

В последней своей работе «Trump and a Post-Truth world» Уилбер ссылается на интернет как на изобретение Зеленого уровня ради свободного доступа к информации для всех и каждого. Однако, свобода и равенство для всех, а также информационная жажда — это прежде всего Оранжевые, а не Зеленые ценности. Именно Оранжевый, о котором как-то мало говорят в интегральном дискурсе последнее время, принес миру взрыв технического прогресса и интернет.

Исторически это происходило так: В 20м веке наука преимущественно работала на военную сферу, и важно было отделить науку от традиционных ценностей путем отбора и создания резерваций -теплиц (типа «силиконовая долина») или путем репрессий в тоталитарных странах. Научные институты выстраивались так, чтобы это была оторванная от жизни лаборатория, выполняющая задания сверху от заказчика: политика, военные интересы, социальные интересы, экономические интересы прибыли. Плоды такой работы — это индустриализация в первую очередь и ядерное оружие. Эти плоды в результате дали сильное изменение среды и социума (НП).

Индустриализация уже сама по себе вызвала необходимость следующих изменений: перестройку образования, социальных систем, революции 20 века, изменения средств коммуникации, связи, транспорта. Возникли войны другого уровня и масштаба, как результат перестройки политической мировой системы, появилось ядерное оружие как сдерживающий фактор. Сложность социальных систем возросла в разы.

По сути, впервые в 20 веке был актуализирован Оранжевый, но в ограничении Янтарных социальных систем, ценностей и идей ( мировое господство, тоталитарные системы, идеологии коммунизма и нацизма) . Конечно, актуализация уровня даже в этом объеме привела в НП к резким социальным и средовым сдвигам — войны, революции, глобализация 20 века. В свою очередь уже эти сдвиги НП привели (через травматический опыт войн и революций особенно ) к необходимости ценностной перестройки – актуализации ценностей свободы, равенства, прав человека, гуманизма, необходимости договариваться, быть гибким, играть в команде, принимать другую точку зрения ради возможности договариваться, не разнести весь мир ядерной войной, искать возможности и позитивный результат и так далее. Все это Оранжевые, а не Зеленые пока еще ценности, которые были приняты Янтарной волной ради сохранения жизни прежде всего.

Из травм 20 века — идеологического тоталитаризма и второй мировой войны- вышло и Оранжевое постмодернистское отрицание идеологии, ценностей, смыслов, то есть отрицание идейного абсолютизма в любом виде, иерархий в контексте идей и философий в любом виде, а с ним и духовного контекста и прочих «идейных галлюцинаций», которыми было отравлено человечество во вторую мировую войну и в тоталитарных государствах.

Эта Оранжевая посттравматическая реактивность привела к первой актуализации Зеленого, пока еще только в одной научной области, обращенной к ВЛ квадранту — в гуманистических и экзистенциальных направлениях психологии и философии. Вот она — первая социальная актуализация Зеленой стадии и ценностей.
К чему это приводит в итоге в НП? К частичному переходу науки и социальной политики на гуманистические рельсы, что конечно хорошо. При этом Оранжевый все еще по большей части отсекал левые квадранты и продолжает развитие в НП без их учета. Шло резкое расширение технологических достижений — постиндустриализация, информационная эпоха, достижения в медицине и рост населения. Все это пока закономерные этапы Оранжевой актуализации, а не Зеленого уровня. И все это происходит без включения по большей части понимания ВЛ и его основ. Вот и условный «гугл» — аперспективный, не нацеленный вообще ни на какую идеологию, кроме прагматичного удобства пользователя в получении информации по релевантным запросам, с рекламой, с расширением изобретений в сфере развлечения и услуг. Зеленое ли это достижение? Нет.

Тем временем, пока НП продолжал меняться без учета и понимания левых квадрантов духовный и идеологический голод на всех уровнях сознания приводит к необходимости реабилитировать ценности, ценностную иерархию, духовность. Особенно важно это для Янтарной и Самосознающей стадий, так как коллективная идеология — это опора Янтарной стадии, а для Самосознающего опора — это  духовная, личная, уникальная, глубинная миссия индивидуума — личная индивидуация. Начинают развиваются гуманистические направления в социальной сфере, в образовании, в психологии, философии, духовные практики, и все это — как глоток свежего воздуха для многих стадий. Происходит второй этап актуализации Зеленых ценностей. Потому что Зеленый — это интерес к левым квадрантам, ценности гуманизма и уникальности человеческой жизни, уважение и принятие других точек зрения не ради «договориться», а по факту понимания этой самой ценности и уникальности человеческой жизни. Кто подхватывает эту волну с радостью? Конечно, изголодавшийся Самосознающий, особенно поствоенные поколения. Конечно в среде молодой, интеллектуальной, культурной, социально ориентированной, где он закономерно преобладает.
И вот здесь при актуализации Зеленой (пока больше в контексте ценностей) и Оранжевой волн резко меняется мир, возникает глобализация.

5. Глобализация в контексте ИП.

Глобализация — это то, что человечество не проживало никогда в своей эволюционной истории, то есть совершенно новый опыт. Это сильные системные связи и объединение границ, экономик, количественный взрыв населения, рост продолжительности жизни. При этом в НП существует огромное количество относительно самостоятельных, разнообразных социальных систем, бОльшая часть из которых выстроена все еще на Янтарном типе социальной-политической иерархии и тех же ценностях.

В левых квадрантах впервые в жизни человечества актуализированы ( то есть активно проявляются в разных значимых сферах) сразу несколько стадий и волн развития — Янтарная, Оранжевая, Зеленая.
При этом этими стадиями транслируются одновременно различные ценности (согласно Спиральной Динамики) — Синие (традиционные), Оранжевые (атеизм, свободы и права, модерн-постмодерн), Зеленые (гуманизм, толерантность, принятие). И основная преобладающая волна, которые эти разные ценности транслирует — Янтарная ( Конформная) и Самосознающая стадии.

Будет ли в такой сложной ситуации кризис? Ответ очевиден. Было бы странно, если бы его не было. Но вопрос «Кто в нем виноват?» —  адекватный ли происходящему вопрос?
Кризис — неизбежная часть эволюционного процесса. Так же как кризис 20 века — это неизбежный эволюционный этап актуализации новой Оранжевой волны, так и сейчас ситуация, которую мы наблюдаем в мире — это неизбежное продолжение этого процесса с прибавкой в сложности в виде дополнительной актуализации Зеленой волны.
Как написал интегральный политолог Роланд Бенедиктер — «возможно то, что мы называем сейчас кризисом, будет основным состоянием современной действительности глобализации». (Roland Benedikter — The European vision: A first “post-nationalist” perspective for the new multipolar constellation? Globalpolicy journal 2014)

 

 6. Как может выглядеть ситуация в целом через интегральный подход.

Итак, как в общих чертах мы можем увидеть ситуацию в мире на данном этапе, если пересмотрим линейную, и очень похожую на Янтарную, картинку «ведущий лидер наверху эволюционной спирали, который всех ведет в светлое эволюционное будущее» и «кто виноват и что делать».

Эволюция сознания- сложный и пока еще загадочный во много для нас процесс. Кен Уилбер сам определяет его как увеличение сложности, дифференциации и глубины  с этапами регресса и разрушения («Краткая история всего»).
Впервые в истории человечества актуализированы различные волны Сознания одновременно — Янтарная, Оранжевая и Зеленая.  Актуализированы это значит, не просто достигнуты отдельными людьми в ВЛ квадранте, но воспроизводимы в НП и НЛ квадрантах в масштабе крупных социальных систем — стран, социальных институтов, культуры и общественного дискурса, социальных практиках.

Если же активно проявляются разные волны Сознания, то они начинают и активно взаимодействовать между собой, и не всегда эти взаимодействия должны происходить гладко и легко. Очевидны и предсказуемы в таком взаимодействии конфликты, непонимания, столкновения.

Следуя эволюционной логике необходимости не только усложнения, но и адаптации, мы также можем предполагать, что раз актуализированы определенные новые волны Сознания, то для них сложились благоприятные условия в НП. И эти же условия НП могут оказаться совсем не благоприятны для других стадий развития, и им скорее всего будет очень сложно адаптироваться с учетом ограничений своей стадии. И действительно, можно наблюдать как в условиях глобализации, информационных технологий проявляют себя Янтарная, Оранжевая и Зеленые стадии. И очень хорошо видно, что больше всего страдает во всем этом Янтарная стадия, так как глобальный мир, культурное разнообразие открытых границ, перестройки в социальной сфере, скорость изменений не дают  важных для этой стадии условий : стабильности, безопасности, определенности в моделях поведения и самоидентификации, встроенности в социальные институты, понятное информационное поле. А что делает волна сознания, которая находится в дискомфорте, невозможности адаптироваться и дестабилизации? Все верно — стремится вернуть себе адаптацию через привычные практики в НП или НЛ. В  современном варианте через возврат религиозных, традиционных опор, закрытие границ, возврат предприятий на свою территорию и так далее. При этом дезадаптивность рождает такие болезненные проявления как терроризм, войны, ксенофобию и вообще высокий уровень тревожности в волне сознания и как следствие защитную агрессию и еще большую дестабилизацию

Обзор по квадрантам.

Итак, в НЛ мы можем увидеть:

Преобладающий эволюционный уровень сознания населения планеты — Янтарный и пропущенный в интегральной теории -переходный Самосознающий ( согласно модели С.Кук-Гройтер).

— Разнообразные ценности, которые транслируют Янтарный и Самосознающий уровни: Синие (традиционные), Оранжевые, Зеленые.

— Янтарный и Самосознающий эти ценности транслирует через абсолютизм — «мое самое верное и правильное», всем остальным полагается то, что зависит от ценностей янтарного- осуждение, наказание, смерть. Та часть Янтарной волны, которая транслирует Зеленые/Оранжевые ценности гуманизма и ценности человеческой жизни, прав и свобод, сама ограничивает летальный (приводящий к уничтожению других людей) Янтарный абсолютизм.
И то, что Уилбер описывает как «Зеленое» угнетение и притеснение — это, конечно, надо оценить в сравнении с тем угнетением и притеснением, которое осуществлял в истории и осуществляет сейчас Янтарный уровень с Синими ценностями.

ВЛ квадрант:

-Почему этот абсолютизм возникает. Ценности — это опора Янтарной стадии (Конформной). Это то, что для нее проясняет картину мира и облегчает социальную адаптацию, делает мир безопасным и понятным местом. И если этого нет — это страшная растерянность и страх, а страх порождает агрессию, ксенофобию и прочие подобные поведенческие реакции. Для этой стадии необходима безопасная, понятная среда социально и экономически, что на данный момент не дает глобализация и информационный век.

Для Самосознающей стадии абсолютизм выстроен на духовной опоре его собственных значимых ценностей, на важной миссии его индивидуации, отделения от конвенции, на базе своей глубинной самореализации в социуме. Так как эта самореализация еще вначале пути, то свои собственные ценности для этой стадии становятся очень значимыми. Поэтому то, что очень необходимо для «Я» — это уважение, принятие, признание уникальности, возможности реализовывать себя. Почва для нарциссизма «я уникален» есть безусловно, особенно с учетом социальных сетей, также как и почва для фанатизма. Причем чем больше Самосознающий подвержен социальной цензуре и осуждению, тем болезненнее становится его проявление. Ему необходимо здоровое развитие, адекватное современной среде и адаптивное для всех.

То, что мы можем увидеть в НП:

— Включенный в управление и государственные институты Янтарный и Самосознающий будет действовать, исходя из своих ценностей, привычных практик и своего внутреннего кризиса и невозможности справиться с самим фактом глобализации. То есть эти уровни будут пытаться «закрыть» глобализацию — закрыть границы, все «нехорошее» запретить, ввести цензуру, резкие ограничения, прямые репрессии, угрожать оружием всем, кто не с ними. Кроме того, разные ценности у этих волн будут вызывать внутри  ценностные конфликты ( по типу «религиозных» войн).

— Оранжевый уровень, который составляет небольшую часть населения в развитых странах, частично уже выходит из поствоенной и посттоталитарный травмы отрицания левых квадрантов на уровень принятия левых квадрантов и процессов.
Кризис для этого уровня — это почва для переосмысления, поиска новых решений и в принципе развивающая среда. Сам факт происходящего всплеска традиционных ценностей включает для Оранжевого мощную рефлексию и внимание в эту сторону. Традиционный же абсолютизм, рвущийся на поверхность для него неприемлем в качестве социальной практики, прагматики, политики, и вообще человеческого существования, потому что по факту — это прямая угроза для жизни и свободы. Оранжевая волна ( Добросовестный согласно модели С. Кук-Гройтер), включенная в социальную политическую сферу и Самосознающие с высокими ценностями будут протестовать и сдерживать различными способами традиционные Янтарные, небезопасные для глобального мира проявления. Это естественно. И это хороший фактор сдерживания традиционных, летальных, Янтарных паттернов. Ведь основной страх развитых стран — это то, что происходит в не очень развитых, и возврат к тоталитарным, ограничивающим, по настоящему притесняющим практикам. Так что мы увидим закономерное явление в этом процессе с этих уровней — это в основном мирные протесты.
А также будет и дальше происходить разворот науки и развитие психологических наук, практик осознанности. Силовое сдерживание тоже не чуждо этому уровню — «полицейские» геополитические гибридные войны будут продолжаться.

— Подлинно Зеленая волна, которая пока очень слабо проявлена, будет актуализирована далее в процессе разворота к ней Оранжевого, особенно в научной среде. Возможно, постепенно будут пересмотрены старые типы иерархий социальных и политических систем и появятся иерархии нового типа (это вообще отдельная тема -развитие социальных систем и иерархий). Пока же Зеленая волна продолжает делать свое дело в социально ориентированных сферах НП, присоединяясь к сдерживанию через мирные и социальные процедуры процессов, которые разрушают жизнь или угрожают ей так или иначе с любого уровня. Скорее всего, с учетом ситуации в ее прагматике появится больше внимания к теме развития как таковой и тех практик, которые помогут в адаптации и ассимиляции различных Янтарных групп без конфликта между ними самими и базовыми гуманистическими ценностями.

7. Заключение и возможные сценарии ближайшего будущего.

Рост населения и глобализация уже случились. Поэтому закрыть границы и все запретить не получится по факту экономической составляющей, миграции как минимум, и исторической невозможности повернуть процесс вспять. Обратно, в понятное прошлое по Янтарному можно будет прийти только через сильные социальные потрясения — глобальные войны, сильный экономический кризис.

Судя по всему, пока ситуация идет именно к этим потрясениям, просто потому, что Янтарный составляет большинство населения планеты и в том числе и в институтах власти. Кроме того, есть страны и даже целые континенты, где нет сдерживающих рычагов для такого типа власти ни социальных, ни даже на уровне актуальных волн сознания.

Прогресс не остановить, информационная составляющая и глобализация будут только нарастать. Все это, также как и с индустриализацией в 20м веке, вызовет перестройку всех остальных социальных систем — образования, экономических, профессиональных и т.д. Тенденции ведут нас к тому, что Янтарное большинство окажется без работы в добавление к своему ценностному кризису и страхам. И прагматика оранжевого и зеленого уровня, безусловно, ведет к появлению обязательных пособий, но это в тех странах, где эта прагматика работает на уровне государственной системы. В остальных странах это скорее всего случится через переживание внутренних социальных и экономических потрясений той или иной степени.
Таким образом, «кризис» и «выход из кризиса» это вообще не та терминология, которая адекватна происходящему эволюционному процессу. Эволюционный этап в данном случае подразумевает, что для выживания и адаптации человечества требуется мощная перестройка внутри человеческого существования на всех уровнях и стадиях развития. Прежде всего, необходима, как Кен Уилбер в своей последней работе это  и упоминает, дальнейшая актуализация и внимание к левым квадрантам, особенно в сфере науки и помогающих практик.

Эволюционный этап также требует основного сдвига самих волн сознания с Янтарного уровня на Оранжевый — впервые массового эволюционного сдвига среди преобладающей стадии у взрослого населения. Так как уровень, который больше всего страдает от эволюционных перемен или перемен средовых — это и есть наиболее неприспособленный или неадекватный среде и новым условиям уровень, то именно ему необходимо эволюционировать и адаптироваться прежде всего.
У эволюции есть только два варианта исхода для вида: умри или приспосабливайся. С учетом вышеописанной сложности, будет это происходить с нами через такие же страшные и отрезвляющие потрясения как в начале 20 века или же разные волны и их взаимодействие сейчас смогут сдержать и предотвратить такой вариант событий —  неизвестно из-за сложности процесса и, кроме того, из-за глубинной составляющей эволюции сознания ( Причинной), которую я не затрагиваю в этом анализе совсем.
Кроме того, информатизация меняет наш мозг, но и это еще одна сложная история.

Как мы можем помочь себе и другим в этом очень сложном процессе?

— Прежде всего, конечно, необходимо сохранять свое ВЛ здоровье и адекватность через психологические практики и поддержку. Продолжать осваивать ВЛ через практики осознанности и рефлексии своей стадии развития, своих ограничения и возможностей.

-Актуализировать адекватные для мирного существования в глобализации ценности, ограничивающие летальные паттерны Янтарного и Самосознающего, то есть Оранжевые и Зеленые ценности и это — приоритет человеческой жизни, мироцентрическая общность людей, свобода и равенство, межличностное мирное взаимодействие.

— Развиваться, выходить из простых линейных иерархичных схем и объяснений, тренировать когнитивную сферу в плане саморефлексии, системности, различения, распознавания, анализа.

-Поддерживать все, что связано с социальными Зелеными/Оранжевыми институтами в качестве здорового противовеса Янтарному традиционалисткому захвату и регрессии. И при этом понимать реальные потребности и ограничения Янтарного (особенно Конформного) уровня — в плане потребности социальной безопасности прежде всего, обеспечения социальной защиты, уменьшения страха.

— Выстраивать образовательную среду, развивающую Оранжевый, неабсолютисткое, критическое мышление и поддерживающую  Янтарную и Самосознающую волны в развитии, что поможет им лучше приспосабливаться к глобализации.

Все это необходимо делать всем нам. Нет никаких лидеров-ведущих на переднем крае эволюции, ответственных за адаптационные навыки или их отсутствие у других людей в широком масштабе.

Эволюция, если посмотреть на нее через ИП — это действительно очень сложный процесс, и по факту того, какой из волн необходимо совершить сейчас наибольший эволюционный скачок, можно сказать, что на переднем крае эволюции сейчас находится Янтарный уровень с традиционными ценностями, а не Зеленый и пока еще точно не Интегральный. Именно Янтарной волне ( Конформный и Самосознающий), большей части человечества впервые необходимо эволюционировать  как вертикально (уровнево), так и горизонтально (ценностно). Мы не знаем справится ли человечество с этим и справится ли с этим сама Янтарная волна. У эволюции нет задачи отвечать нашим ожиданиям, чтобы этот процесс прошел гладко и мирно. Все это будет результатом наших собственных усилий, ценностей и степени готовности для человечества совершить этот глобальный сдвиг.

Естественные процессы взаимодействия разных уровней с разными ценностями выглядят для нас как кризис, просто потому, что это очень сложно, непонятно, непривычно, нелинейно, запутано. Но это теперь наша жизнь. Новый, длительный эволюционный этап. По сути, на переднем крае эволюции находимся все мы.

 

Автор ©Алина Чумакова. 04.02.2017
© www.integralpro.ru