Система Самости и развитие. Вторая часть.

Система Самости. 

Наше сознание существует в разных состояниях, через которые мы соприкасаемся с разной реальностью и переживаниями (с разной феноменологией). Каждая из этих феноменологий описывает определенное измерение Самости. Измерения формируют определенные паттерны и структуры в системе Самости, занимают разный объем в ней, по-разному воспринимаются, интерпретируются в зависимости от стадии и культуры.

Грубое измерение.

В состоянии активного бодрствования мы телесно, через органы чувств воспринимаем внешний мир. Это восприятие внешней по отношению к нам действительности и взаимодействие с ней создает определенные  телесные, эмоциональные переживания и их ментальную интерпретацию (представления) в сознании. Эту феноменологию переживаний мы называем Грубым измерением Самости. В пределах Грубого измерения формируется Эго и его основные опорные структуры — Непосредственное Я и Социальное Я.

Психотерапевты, исследователи психической феноменологии (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Берн, Р. Ассаджоли и другие) заметили, что мысли, эмоции, телесные проявления непосредственно связаны между собой в телесно-эмоциональные-ментальные паттерны и создают как будто бы различные части личности — субличности (или эго-состояния у Берна). Субличности имеют не только собственный голос, поведение, по-разному проявляются телесно, но и имеют свою мотивацию, потребности, функцию в психике.
Было замечено, что эти относительно цельные паттерны могут иметь конфликтующие потребности, влияют друг на друга и взаимодействуют друг с другом так, что это может приводить к неврозу или другим психическим нарушениям.

Практически   все психотерапевты выделяли два типа наиболее часто встречающихся паттернов. Первый тип — это непосредственные, «животные», импульсивные, преимущественно телесно-эмоциональные проявления и реакции (Ид у Фрейда, Внутренний Ребенок у Брна,  и др.). Паттерны второго типа выполняют регулирующую, контролирующую функцию в психике, и связаны с социализацией.  В них содержатся интерпретации, ценности, установки, правила-роли, социальные нормы, культурные стереотипы и идеалы (Суперэго у Фрейда, Внутренний Родитель у Берна, и др.).

Так как эти группы паттернов обнаруживались многими психотерапевтами, то их можно считать универсальными, опорными структурами Эго. Мы назвали эти структуры — Непосредственное Я и Социальное Я. Они постепенно возникают в Самости, видоизменяются по мере взросления и, так как они взаимодействуют, между ними возникает особенная внутренняя динамика на разных стадиях.

Тонкое измерение.

В состоянии сна мы воспринимаем только свою внутреннюю реальность в качестве сновидческих образов. Мы также воспринимаем ее и в бодрствовании, когда обращаемся внутрь себя, мечтаем, воображаем, переживаем воспоминания, транс или необычные измененные состояния сознания (ИСС). Мы переживаем то, что не проявлено напрямую во внешней реальности, может даже противоречить ей и быть очень необычным. Все это — обширное, подвижное, изменчивое Тонкое измерение Самости. Именно в его пределах находится личное и коллективное бессознательное (поэтому в психоанализе сновидения являются основным источником понимания бессознательного).

Личное бессознательное обычно содержит вытесненные в течении жизни и неосознаваемые психические паттерны — Тень. Чаще всего в Тени у взрослого присутствуют импульсы, влечения Непосредственного Я и установки Социального Я. На разных стадиях проявляется разный объем и содержание Тени.
Коллективное бессознательное включает архетипы, родовые программы,
паттерны и травмы, связанные с феноменом памяти прошлых воплощений (возможно, так проявляется психогенетический компонент). Это пока недостаточно изученные психические процессы. В последнее время им уделяется много внимания, благодаря расстановочным, регрессивным техникам психотерапии и необычному, внеличностному материалу, который в них обнаруживается.
Тонкое измерение через бессознательное непосредственно связано с Грубым измерением (с Эго) и влияет на него на протяжении всей жизни.

Причинное измерение.

Существуют состояния сознания, более глубокие и необычные для нас, в которых мы соприкасаемся с надличностным, духовным измерением. Эти состояния обычно с трудом поддаются описанию, переживаются эмоционально интенсивно и наполненно.

Причинное измерение (глубинное, духовное) часто воспринимается как поток сознания, выходящий за пределы собственной личности. В обычной жизни мы улавливаем его как проявление интуиции, невербальные озарения, пиковые переживания. Мы можем соприкасаться с этим измерением и благодаря специальным практикам медитации.

В Самости в этом духовном измерении находится постоянное и непрерывное ощущение глубинной субъектности, чувство свидетельствующего Я, не зависящее от возраста и личной истории. Мы назвали это самоощущение Глубинным Я. Глубинное Я интегрирует всю систему сознания в единое целое и отождествляется с различными паттернами грубого Эго по ходу развития, также связывая Эго в целостную систему. Из этого измерения исходят способности, таланты, глубинные интенции, глубинная этика и качества личности, которые проявляются на очень ранних этапах развития и составляют нашу уникальную индивидуальность.

Мы проживаем реальность всех трех измерений Самости одновременно, даже если не всегда осознаем это. И если не отдавать предпочтение или главенство одному из них, как это делают различные мировоззрения (научное — Грубому, мистические традиции — Причинному), то мы можем увидеть их уникальную собственную структуру, функцию в Самости, взаимосвязь и взаимовлияние.

Схематичное изображение системы Самости.

 — отождествления Глубинного Я со структурой Эго

 

Основные этапы развития. Направление и принципы развития.
В нашей теории мы выделяем три основных этапа в индивидуальном развитии.

1.Этап Социальной адаптации.
Первый этап связан с возникновением системы Самости и ее опорных структур. Мы назвали его этапом социальной адаптации, так как процесс формирования Самости всегда осуществляется в социуме и связан с ним. На этом этапе происходит освоение жизни и социальной среды. В системе Самости формируется Эго, непосредственно связанное с биологическим телом и реальностью Грубого измерения.

Этап Социальной адаптации относится преимущественно к детскому развитию и сопровождается интенсивными телесными и психическими изменениями. Он привязан к определенным возрастным промежуткам.
К этому этапу относятся Недифференцированная, Чувственно-познающая, Самоутверждающая стадии, и заканчивается он стадией Конформности. На этой стадии Эго полностью сформировано, что является достаточным для адаптации и жизни в социуме. Именно поэтому Конформная стадия представлена довольно широко у взрослых согласно исследованиям.
Травмы и повреждения этого периода, окружение, в котором формируются опорные элементы Самости, сильно влияют на благополучие и скорость взрослого развития.

2. Этап Социальной индивидуации.
Как только Эго полностью сформировалось в системе Самости, становится возможным переход на следующий этап — этап социальной индивидуации. Социальная индивидуация связана уже не столько с адаптацией к внешней среде, сколько с качественным изменением Самости для осуществления индивидуальности и самореализации.

На этом этапе развитие направлено на способность Самости взаимодействовать со средой из самостоятельного субъекта, активно влияющего на среду. В системе Самости происходят качественные изменения, связанные с   проявлением индивидуальности, глубинных интенций и с самоактуализацией. Этот этап взрослого развития уже не привязан к возрастным периодам, может идти с разной скоростью, и разнообразен в своих внешних проявлениях.
К этапу Социальной индивидуации в нашей теории относятся стадии Самоосознавания и Самоактуализации.

3. Этап Трансперсональной интеграции.
Теоретики взрослого развития описывают редко встречающиеся стадии, которые следуют после самоактуализации, так называемый постконвенциональный этап.   При этом они выделяют в нем разное количество стадий и противоречат друг другу в диагностических критериях.

Мы обнаружили в своем исследовании, что в системе Самости эти стадии связаны с появлением трансперсональной опоры на Причинное измерение. Это единственный качественно значимый маркер всех постконвенциональных стадий, поэтому мы объединили их в одну. На наш взгляд, то, что другие исследователи выделяют большее количество таких стадий, связано с горизонтальным развитием  в пределах одной этой стадии.

Таким образом, индивидуальное развитие системы Самости начинается с адаптации (формирование Эго в системе Самости), переходит  к самоактуализации (реализация индивидуальности и интенций Глубинного Я) и может в редких случаях вести к интегрирующей, надличностной экзистенции.

Этап социальной адаптации.

Ранние стадии этапа. Недифференцированная, Чувственно-познающая. Самоутверждающая стадии.

Феноменология детских стадий развития очень сложна для исследования, так как у нас, как правило, отсутствуют воспоминания об этих ранних периодах жизни. Их изучение происходит уже из взрослого состояния. Исследователи воспринимают эти стадии опосредованно через наблюдение, эксперименты с детьми, ориентируясь, прежде всего, на свои теории относительно детства. Поэтому описания ранних стадий сильно менялись: от абсурдных гипотез полного отсутствия сознания и индивидуальности у младенцев до сложных психоаналитических теорий детства и теории привязанности.

Значимость первых трех стадий развития заключается в том, что именно на них формируются опорные структуры грубого Эго — Непосредственное и Социальное Я.
Обычно у взрослых структура Непосредственного Я мало осознается, но при этом имеет значительное влияние на протяжении всей жизни. Из-за этой сложности с осознаванием исследователи практически не отражают ее присутствие и ее функцию в стадиях развития. Взрослые не проявляют эту часть в процессе тестирования и интервью. В тестах они описывают свои интерпретации о себе в пределах ценностей и мировоззрения (то есть проявляется другая структура Эго — Социальное Я).
Непосредственное Я, прежде всего, связано телесно-эмоциональным восприятием и реагированием, поэтому фиксировать его у взрослых возможно только через непосредственные поведенческие, телесные и эмоциональные проявления, а не через рассказ о своем теле, о своих эмоциях и о поведении.

Эта структура Эго отражает особенности телесности, ощущений, эмоциональных проявлений, сексуальных импульсов и драйвов. По сути это непосредственное эмоциональное и чувственно-телесное проживание любого опыта жизни.

Благополучие всех последующих стадий и  скорость развития будет зависеть от того, каким сформируется Непосредственное Я, насколько оно будет соответствовать или не соответствовать социальным программам, какой средой будет регулироваться (травмирующая, повреждающая или наоборот благоприятная, поддерживающая среда).

1. Недифференцированная стадия.
(Внутриутробный период и рождение)

Предположительно, развитие сознания начинается с состояния недифференцированности и симбиоза с Другим. Фактически это непосредственная внутриутробная биологическая связь с матерью.

Феноменология этой первой стадии развития Самости сложна для описания, так как о сознании внутриутробного периода мы знаем очень мало.
В психологических практиках расстановок и глубоких регрессий эта стадия проявляется как недифференцированное сознание с начальными телесными ощущениями и эмоциональным резонансом со средой. Это подтверждается некоторыми экспериментами, которые обнаружили реагирование  плода на состояния матери, на воздействие музыки и т.д..

В Самости преобладает доличностное Причинное измерение (поток сознания). Тонкое и Грубое только начинает формироваться на его основе как чувственная и биологическая витальность.

Переход.
Эта стадия заканчивается процессом рождения. Происходит биологическое отделение от матери. Начинается непосредственный контакт ребенка с внешней средой, запускается новая физиология и восприятие. Все это сопровождается интенсивными переживаниями в Самости. То, насколько этот переход будет мягким или травматичным, влияет на базовые импринты в Причинном измерении и в витальности, которые позже могут проявиться, например, как фоновая тревожность или базовое доверие миру. С. Гроф впервые исследовал подробно этот процесс и он все еще остается интересным для дальнейшего изучения.

2. Чувственно-познающая стадия.
(от рождения до 2-3 лет)

Эта стадия в первую очередь направлена на чувственное познание окружающего мира. Происходит активное освоение ребенком своей телесности, развитие восприятия, моторики, речи.
Основное развитие Эго на этой стадии приходится на эмоционально-чувственную сферу. По-прежнему не сформированы границы между индивидуальным сознанием и сознанием родителей. Самость находится в чувственно-эмоциональном слиянии с ними.

Отличительная черта нашего раннего развития как человеческих существ состоит в том, что после рождения ребенок еще в течение многих месяцев проходит дополнительные стадии созревания многих физиологических систем.
Мы рождаемся во внешнюю среду в уязвимом и беспомощном состоянии, которое подразумевает важную роль близких взрослых. Этот условный «Другой» становится основной опорой для Самости. Эмоциональная привязанность и принятие нас Другим — основная потребность на этой стадии, необходимая для выживания. Эта потребность проходит через все стадии развития со своей спецификой на каждой из них, наряду с базовыми биологическими потребностями.

Так как в беспомощном, еще формирующемся состоянии мы рождаемся в достаточно агрессивную биологическую и интенсивную социальную среду, Самость нуждается в защите от этой интенсивности и в постепенной адаптации к ней. Другой на этой стадии является продолжением для Самости, необходимым для выполнения действий и для первичного введения в опыт жизни.

Причинное измерение Самости, особенно в начале этой стадии, по-прежнему является ведущей основой для формирования Грубого и Тонкого.
Взрослые часто воспринимают сознание младенца как незамутненное, духовное и божественное (до/над заблуждение, описанное Уилбером). Так происходит в результате резонанса Причинного измерения взрослого с Причинным измерением младенца, так как на этой стадии Грубое Эго еще не сформировано, и поток сознания из Причинного проявляется напрямую.

Ребенок постепенно осваивает свою телесность и чувственный опыт, и более четко начинает различать внутренние импульсы и желания «хочу/не хочу». Самость проявляет себя в этом как импульсивное, эмоциональное дитя, практически без фильтров усваивая все, в том числе эмоциональные и поведенческие реакции родителей. Эта детская импульсивность является естественной формой проживания стадии. Ребенок просто все пробует, таким образом познает мир и формирует важный для себя опыт.

Интенсивное освоение реальности Грубого измерения требует больших затрат для интегрирования в сознании. Ребенок значительную часть времени проводит в состоянии сна. Тонкое измерение служит основой для интеграции опыта Грубого измерения и для формирования образного, довербального мышления.
Тонкое измерение в Самости ребенка не отделено еще от Тонкого измерения семейной системы, поэтому дети чувствительны ко всем процессам, происходящим в семье.

Форма и стабильность реакций значимых взрослых на первые проявления импульсивности ребенка имеет большое значение для Самости. Жесткие, нестабильные, непредсказуемые реакции подавляют естественную и важную для развития активность, дезориентирует ребенка в освоении среды и в понимании своих импульсов, что может проявляться в последующих стадиях различными нарушениями.

Индивидуальность (тип) на этой стадии проявляется через тип нервной системы, пороги чувствительности, тип эмоционального реагирования и многое другое. Не существует одинаковых младенцев и детей даже на столь раннем этапе развития.

Переход.
В результате постепенного накопления сенсомоторного и эмоционального опыта, в самоощущении ребенка появляется внутренняя телесная граница, отделяющая его от внешнего мира. Как только эта граница укрепилась, происходит первое отождествление Глубинного Я с этим телесно-эмоциональным самоощущением. В Эго возникает первая опорная структура Непосредственное Я — ощущение себя как отдельного от других, чувствующего, эмоционального живого существа (первая перспектива у Кук-Гройтер). Происходит переход на следующую, качественно новую стадию.

3. Самоутверждающая стадия
(от «кризиса 3 лет» до 4-5 лет).

С возникновением у Самости опоры на Непосредственное Я и первичной границы, отделяющей ее от Другого, этот Другой перестает быть для нее продолжением и становится отдельным субъектом, с которым она взаимодействует. Именно этот процесс первичной индивидуации и самоутверждения в отношениях с Другим является основным на данном этапе.

На этой стадии укрепляется граница между «я» и «другой» через самостоятельное действие ребенка, взаимодействие, противодействие, сопротивление и выработку программ защит и преодолений.
Здесь ребенок впервые говорит «я», и не просто «Я», а «Я сам». Главное в его я-ощущении — это возможность своего действия, и проявления своей воли. Если до этого Самость опиралась на импульсивное «хочу/не хочу», то на данном этапе она опирается на «делаю, как хочу!».

Через противостояние реакциям взрослых формируются первые психологические защиты: прямое сопротивление через агрессию и непослушание, пассивное сопротивление через упрямство, истерики с валянием на полу, уход в себя и обиды, замыкание, вялость, болезни и т.п. В возрастной психологии эту стадию описывают как кризис 3х лет. В Непосредственном Я этот опыт закрепляется как паттерн — субличность «Бунтующее Дитя», который проявляется и в последующих этапах развития.

Эта стадия трудна для проживания, как для ребенка, так и для родителей. Значимость этой стадии для развития заключается в том, что на ней устанавливается первая индивидуальность. Жесткое подавление этого самоутверждения со стороны взрослых может привести к сложности проявления индивидуальности на всех последующих стадиях. Это может проявляться через неуверенность в себе, слабый контакт со своими чувствами, сложность действовать и самопроявляться или через упрямство, агрессию и нарушение эмпатии.
Если же ребенок на этой стадии наоборот не встречает понятных для себя ограничений, то нарушается ощущение границ между собой и Другим. Свое самоощущение распространяется на других, нарушается восприятие потребностей и чувств других людей, что может проявляться как эгоцентризм в последующем развитии. Все эти нарушения индивидуации могут стать основой для разнообразных личностных расстройств у взрослых.

Тонкое измерение по-прежнему является ведущим для интеграции опыта проживания реальности Грубого измерения.

Причинное измерение проявляется непосредственно в самом процессе индивидуации в качестве источника глубинных способностей, индивидуальных интенций в личности (они хорошо видны в игровой деятельности и в интересах ребенка).

Переход.
Благодаря развитию речи и мышления начинает появляться внутренняя символическая картина мира и себя. В памяти начинает формироваться личная история. Постепенно ребенок усваивает, интроецирует (без критики, по умолчанию включает внутрь себя) все эмоциональные реакции и интерпретации взрослых о себе и о мире. На  их основании он учится саморегуляции. В Эго начинает формироваться вторая структура  — Социальное Я, выполняющее функцию регулирования проявлений Непосредственного Я сначала через установки «можно-нельзя».

Возникновение первичной границы «я/не я» приводит к фрустрации потребности привязанности и безусловного принятия, а также к нарушению первичного состояния Единства, которое связано с Причинным измерением. Стремление Самости ребенка восстановить это Единство с другими для получения поддержки и принятия приводит к возникновению нового паттерна в Непосредственном Я — субличности «Адаптивное дитя». Становятся значимыми установки в Социальном Я — каким необходимо быть, и как надо себя вести, чтобы тебя принимали. Происходит отождествление с этими установками, то есть с Социальным Я (вторая перспектива у Кук-Гройтер). Эго сформировано, и Самость переходит на следующую стадию Конформности.


Человек всегда, так или иначе, достигает стадии Конформности, если развитие происходит без выраженных нарушений, в результате которых структура Эго не может сформироваться или сильно повреждена (например, тяжелые поражения мозга, умственная отсталость, детская шизофрения и т.п.). В таких случаях самостоятельная адаптация в социуме невозможна и происходит только в пределах специального ухода и патронажа. Поэтому мы практически не включаем взрослых в эти ранние стадии развития.

Проявления «импульсивности», «эгоцентризма», «незрелых защит» и других «инфантильных» качеств, особенно в тестах, могут быть маркерами очень разных аспектов Самости на более поздних стадиях развития:
-дисфункциональных состояний психики взрослых (личностные расстройства, кризисы и т.д.)
— проявления типа личности (темперамент)
— культурно-социальных особенностей (специфические правила-роли в профессиях риска, в социальных учреждениях (например, тюрьмы), маргинальных субкультурах и т.д. ).

Мы считаем до/над заблуждением диагностирование у взрослых этих стадий развития. Психические паттерны, которые в таких случаях фиксируют исследователи через тесты/интервью, связаны с проявлением разных аспектов Эго у взрослых, а не с буквальной задержкой развития на ранних стадиях, когда Эго еще не сформировано.

Продолжение следует…

Третья часть.

Первая часть.

*Примечание. Несмотря на то, что мы используем схожую с К.Уилбером терминологию в описании измерений сознания, в нашей концепции понимание измерений сознания отличается от представлений мистических восточных традиций, на которые опирается К.Уилбер.   В интегральной теории это прежде всего состояния сознания, которые переживаются на разных стадиях, относительно независимы от них и связаны с контекстом духовного развития по направлению от Грубого к Причинному.
В нашей концепции реальности всех трех измерений сознания являются равнозначными пластами сознания. Они не просто проявляются через состояния сознания, которые по-разному  интерпретируются на разных стадиях развития. В нашем понимании это прежде всего измерения (а не состояния), которые формируют базовые структуры системы Самости.
Непосредственную связь измерений со стадиями эго-развития также заметила Терри Д. О’Фаллон, но описывает эту связь немного в другом контексте: как постепенное проживание и освоение Грубого, Тонкого и Причинного пластов сознания по мере развития (от ранних «грубых» стадий эго к поздним «причинным»).

В нашем понимании Грубое, Тонкое и Причинное измерения являются просто разными специфическими гранями единой трехмерной матрицы сознания, которые проживаются и проявляются определенным способом на всех без исключения стадиях, а не возникают друг за другом.

Авторы ©Алина Чумакова, Динара Бадаева. 2018
© www.integralpro.ru
Все права защищены. Использование материалов и цитирование возможно только с указанием авторов и источника.