Система Самости и развитие. Вторая часть.

Система Самости.

Наше сознание существует в разных состояниях, через которые мы соприкасаемся с разной реальностью и переживаниями (например, переживания сна и бодрствования). Феноменологически мы можем описать эти разные переживания как определенные измерения системы сознания (Самости), в которых формируются определенные паттерны и структуры.  Измерения в системе Самости занимают разный объем, по-разному воспринимаются, интерпретируются в зависимости от стадии развития и культуры.

Грубое измерение.

В состоянии активного бодрствования мы телесно, через органы чувств воспринимаем внешний мир. Это восприятие внешней по отношению к нам действительности и взаимодействие с ней создает определенные телесные, эмоциональные переживания и их ментальную интерпретацию (представления) в сознании. Эту феноменологию переживаний мы называем Грубым измерением Самости. В пределах Грубого измерения формируется Эго и его основные опорные структуры.

Психотерапевты, исследователи психической феноменологии (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Берн, Р. Ассаджоли и другие) заметили, что мысли, эмоции, телесные проявления непосредственно связаны между собой в целостные телесно-эмоциональные-ментальные паттерны. Они представляют собой как будто бы различные части личности — субличности (у Ассаджиоли, или эго-состояния у Берна). Субличности имеют не только собственный голос, поведение, по-разному проявляются телесно, но и имеют свою мотивацию, потребности, функцию в психике.
Было замечено, что эти относительно целостные паттерны могут иметь конфликтующие потребности, влияют друг на друга и взаимодействуют друг с другом так, что это может приводить к неврозу или другим психическим нарушениям.

Практически   все психотерапевты выделяли две группы наиболее часто встречающихся паттернов. Первая группа — это непосредственные, «животные», импульсивные, биологические, преимущественно телесно-эмоциональные проявления и реакции (Ид у Фрейда, Внутренний Ребенок у Берна и др.). Паттерны второго типа связаны с социализацией, вербальным мышлением и культурой. Они  выполняют регулирующую, контролирующую функцию в психике.  Эти паттерны содержат интерпретации, ценности, установки, правила-роли, социальные нормы, культурные стереотипы и идеалы (Суперэго у Фрейда, Внутренний Родитель у Берна и др.).

Так как эти группы паттернов обнаруживались многими психотерапевтами, то их можно считать универсальными, опорными структурами психики. Мы назвали эти структуры — Непосредственное Я и Социальное Я. Они постепенно возникают в Самости, видоизменяются по мере взросления.  Кроме того, они взаимодействуют и между ними возникает особенная внутренняя динамика на разных стадиях развития.

Тонкое измерение.

В состоянии сна мы воспринимаем только свою внутреннюю реальность в качестве сновидческих образов. Мы также воспринимаем ее и в бодрствовании, когда обращаемся внутрь себя, мечтаем, воображаем, переживаем воспоминания, транс или необычные измененные состояния сознания (ИСС). В таких состояниях сознания мы переживаем то, что не проявлено напрямую во внешней реальности, может даже противоречить ей и быть очень необычным. Все это — обширное, подвижное, изменчивое Тонкое измерение Самости. Именно в его пределах находится личное и коллективное бессознательное (поэтому в психоанализе сновидения являются основным источником понимания бессознательного).

Личное бессознательное обычно содержит вытесненные в течении жизни и неосознаваемые психические паттерны — Тень. Чаще всего в Тени у взрослого присутствуют импульсы, влечения Непосредственного Я и установки Социального Я. На разных стадиях развития проявляется разный объем и содержание Тени.

Коллективное бессознательное включает архетипы, родовые программы и  процессы, связанные с феноменом памяти так называемых прошлых воплощений (возможно, так проявляется психогенетический компонент). В последнее время этим малоизученным процессам уделяется много внимания, благодаря расстановочным, регрессивным техникам психотерапии.
Тонкое измерение Самости непосредственно связано с Грубым измерением (с Эго) и влияет на него на протяжении всей жизни.

Глубинное измерение.

Существуют состояния сознания, более глубокие и необычные для нас, в которых мы соприкасаемся с надличностным, духовным измерением. Эти состояния обычно с трудом поддаются описанию, переживаются эмоционально интенсивно и наполнено.

Глубинное измерение ( или Причинное у К.Уилбера) часто воспринимается как поток сознания, выходящий за пределы собственной личности. В обычной жизни мы улавливаем его как проявление интуиции, невербальные озарения, пиковые переживания Потока (Маслоу, Чиксентмихайи) . Мы можем соприкасаться с этим измерением и благодаря специальным практикам медитации.

В Самости в этом духовном измерении находится постоянное и непрерывное ощущение глубинной субъектности или чувство свидетельствующего Я, не зависящее от возраста и личной истории. Мы назвали это самоощущение Глубинным Я.

Глубинное Я интегрирует всю систему сознания в единое целое. Оно отождествляется с различными паттернами грубого Эго по ходу развития, также связывая Эго в целостную систему. Из этого измерения исходят способности, таланты, глубинные интенции, глубинная этика и качества личности, которые проявляются на очень ранних этапах развития и составляют нашу уникальную индивидуальность.

Мы проживаем реальность всех трех измерений Самости одновременно, даже если не всегда осознаем это. И если не отдавать предпочтение или главенство одному из них, как это делают различные мировоззрения (научное — Грубому, мистические традиции — Глубинному), то мы можем увидеть их уникальную собственную структуру, функцию в Самости, взаимосвязь и взаимовлияние.

Схематичное изображение системы Самости.

 — отождествления Глубинного Я со структурой Эго

Основные этапы развития. Направление и принципы развития.
В нашей теории мы выделяем три основных этапа в индивидуальном развитии.

1. Этап Социальной адаптации.
Первый этап связан с возникновением системы Самости и ее основных опорных структур. Мы назвали его этапом социальной адаптации, так как процесс формирования Самости всегда осуществляется в социуме и связан с ним. На этом этапе происходит освоение жизни, социальной среды, и формируется Эго, непосредственно связанное с биологическим телом и реальностью Грубого измерения.

Этап Социальной адаптации относится преимущественно к детскому развитию и сопровождается интенсивными телесными и психическими изменениями. Он привязан к определенным возрастным промежуткам.
К этому этапу относятся Недифференцированная, Чувственно-познающая, Самоутверждающая стадии, и заканчивается он стадией Конформности. На стадии Конформности Эго полностью сформировано, что является достаточным для адаптации и жизни в социуме.

Травмы и повреждения этого периода, окружение, в котором формируются опорные структуры Эго, сильно влияют на благополучие и скорость взрослого развития.

2. Этап Социальной индивидуации.
Как только Эго полностью сформировалось в системе Самости, становится возможным переход на следующий этап — этап социальной индивидуации. Социальная индивидуация связана уже не столько с адаптацией к внешней среде, сколько с качественным изменением системы Самости для осуществления индивидуальности и самореализации в социуме.

На этом этапе развитие направлено на способность Самости взаимодействовать со средой из самостоятельного субъекта, активно влияющего на среду. В системе Самости происходят качественные изменения, связанные с   проявлением индивидуальности, глубинных интенций и с самоактуализацией. Этот этап взрослого развития уже не привязан к возрастным периодам, может идти с разной скоростью, и разнообразен в своих внешних проявлениях.
К этапу Социальной индивидуации в нашей теории относятся стадии Самоосознавания и Самоактуализации.

3. Этап Трансперсональной интеграции.
Теоретики взрослого развития описывают редко встречающиеся стадии, которые следуют после самоактуализации, так называемый постконвенциональный этап.   При этом они выделяют в нем разное количество стадий и часто описывают его по-разному.

Мы обнаружили в своем исследовании, что в системе Самости все подобные стадии развития связаны с появлением трансперсональной опоры на Глубинное измерение. Это единственный качественно значимый критерий всех постконвенциональных стадий, поэтому мы объединили их в одну стадию. На наш взгляд, то, что другие исследователи выделяют большее количество таких стадий, связано с индивидуальными различиями в пределах одной этой стадии.

Таким образом, индивидуальное развитие системы Самости начинается с адаптации (формирование Эго в системе Самости), переходит  к самоактуализации (реализация индивидуальности и интенций Глубинного Я) и может в редких случаях вести к интегрирующей, надличностной экзистенции.

Этап социальной адаптации.

Ранние стадии этапа. Недифференцированная, Чувственно-познающая. Самоутверждающая стадии.

Феноменология детских стадий развития очень сложна для исследования, так как у нас, как правило, отсутствуют воспоминания об этих ранних периодах жизни. Их изучение происходит уже из взрослого состояния. Исследователи воспринимают эти стадии опосредованно через наблюдение, эксперименты с детьми, ориентируясь, прежде всего, на свои теории относительно детства. Поэтому описания ранних стадий сильно менялись: от абсурдных гипотез полного отсутствия сознания и индивидуальности у младенцев до сложных психоаналитических теорий детства и теории привязанности.

Значимость первых трех стадий развития заключается в том, что именно на них формируются опорные структуры грубого Эго — Непосредственное и Социальное Я.
Обычно у взрослых структура Непосредственного Я мало осознается, но при этом имеет значительное влияние на протяжении всей жизни. Из-за этой сложности с осознаванием исследователи практически не отражают ее присутствие и ее функцию в стадиях развития. Взрослые не проявляют эту часть в процессе тестирования и интервью. В тестах они описывают свои интерпретации о себе в пределах ценностей и мировоззрения, то есть проявляется другая структура Эго — Социальное Я.
Непосредственное Я, прежде всего, связано телесно-эмоциональным восприятием и реагированием, поэтому фиксировать его у взрослых возможно только через непосредственные поведенческие, телесные и эмоциональные проявления, а не через рассказ о своем теле, о своих эмоциях и о поведении.

Эта структура Эго отражает особенности телесности, темперамента, ощущений, эмоциональных проявлений, сексуальных импульсов и драйвов. По сути, это непосредственное эмоциональное и чувственно-телесное проживание любого опыта жизни.

Благополучие всех последующих стадий и  скорость развития будет зависеть от того, какие паттерны сформируются в Непосредственном Я.  Насколько оно будет соответствовать или не соответствовать социальным программам, какой средой будет регулироваться (травмирующая, повреждающая или наоборот благоприятная, поддерживающая среда).

1. Недифференцированная стадия.
(Внутриутробный период и рождение)

Предположительно, развитие сознания начинается с состояния недифференцированности и внутриутробной биологической связи с матерью. Феноменология этой первой стадии развития Самости сложна для описания, так как о сознании внутриутробного периода мы знаем очень мало.
В психологических практиках расстановок и глубоких регрессий мы можем соприкоснуться с переживаниями этой стадии.  Самость проявляется как недифференцированное сознание с начальными телесными ощущениями и эмоциональным резонансом со средой. Это подтверждается некоторыми экспериментами, которые обнаруживают реагирование  плода на психические состояния матери, на воздействие музыки и т.д.

В Самости на этой стадии преобладает доличностное Глубинное измерение (поток воспринимающего сознания). Тонкое и Грубое измерения только начинают формироваться на его основе как чувственная и биологическая витальность.

Переход.
Эта стадия заканчивается процессом рождения. Происходит биологическое отделение от матери. Ребенок начинает непосредственно контактировать с внешней средой, запускается новая физиология и восприятие. Все это сопровождается интенсивными переживаниями в Самости. Процессы и качество перехода (мягкий или травматичный) оставляют базовые импринты или отпечатки в Глубинном измерении и в витальности. Позже у взрослых они могут проявиться, например, как фоновая тревожность или наоборот спокойное базовое доверие миру. Впервые подробно эти процессы исследовал психолог С Гроф., и они все еще остаются интересными для дальнейшего изучения.

2. Чувственно-познающая стадия.
(от рождения до 2-3 лет)

Эта стадия в первую очередь направлена на чувственное познание окружающего мира. Происходит активное освоение ребенком своей телесности, развитие восприятия, моторики, речи.
Основное развитие Эго на этой стадии приходится на эмоционально-чувственную сферу. По-прежнему еще не сформированы границы между индивидуальным сознанием и сознанием родителей. Самость ребенка  находится в чувственно-эмоциональном слиянии с ними.

Отличительная черта нашего раннего развития как человеческих существ состоит в том, что после рождения ребенок еще в течение многих месяцев проходит дополнительные стадии созревания многих физиологических систем.
Мы рождаемся во внешнюю среду в уязвимом и беспомощном состоянии, которое подразумевает важную роль близких взрослых. Этот условный «Другой» становится основной опорой для Самости. Эмоциональная привязанность и принятие нас «Другим» — основная потребность на этой стадии, необходимая для выживания. Эта потребность проходит через все стадии развития со своей спецификой на каждой из них, наряду с базовыми биологическими потребностями.

Так как в беспомощном, еще формирующемся состоянии мы рождаемся в достаточно агрессивную биологическую и интенсивную социальную среду, Самость нуждается в защите от этой интенсивности и в постепенной адаптации к ней.  «Другой» на этой стадии является продолжением для Самости, необходимым для выполнения действий и для первичного введения в опыт жизни.

Глубинное измерение Самости, особенно в начале этой стадии, по-прежнему является ведущей основой для формирования Грубого и Тонкого измерений.
Взрослые часто воспринимают сознание младенца как незамутненное, духовное и божественное (до/над заблуждение, описанное Уилбером). Это происходит в результате резонанса Глубинного измерения взрослого с Глубинным измерением младенца. Так как на этой стадии Грубое Эго еще не сформировано, поток сознания из Глубинного измерения проявляется напрямую.

Ребенок постепенно осваивает свою телесность и чувственный опыт, и более четко начинает различать внутренние импульсы и желания по принципу «хочу/не хочу».  Он проявляет себя в этом как импульсивное, эмоциональное дитя, практически без фильтров усваивая все, в том числе эмоциональные и поведенческие реакции родителей. Эта детская импульсивность является естественной формой проживания стадии. Ребенок просто все пробует, таким образом познает мир и формирует важный для себя опыт.

Интенсивное освоение реальности Грубого измерения требует больших затрат для интеграции сознанием множества новых паттернов. Поэтому ребенок значительную часть времени проводит в состоянии сна. Мы предполагаем, что Тонкое измерение служит основой для интеграции опыта Грубого измерения и для формирования образного, довербального мышления.
Тонкое измерение в Самости ребенка не отделено еще от Тонкого измерения близких взрослых (семейной системы), поэтому дети чувствительны ко всем процессам, происходящим в семье.

Форма и стабильность реакций значимых взрослых на первые проявления импульсивности ребенка имеет большое значение для Самости. Жесткие, нестабильные, непредсказуемые реакции подавляют естественную и важную для развития активность, дезориентирует ребенка в освоении среды и в понимании своих импульсов, что может проявляться в последующих стадиях различными нарушениями.

Индивидуальность на этой стадии проявляется через тип нервной системы, пороги чувствительности, тип эмоционального реагирования и многое другое. Не существует одинаковых младенцев и детей даже на столь раннем этапе развития.

Переход.
В результате постепенного накопления сенсомоторного и эмоционального опыта, в самоощущении ребенка появляется первичная схема тела и телесная граница, отделяющая его от внешнего мира. По мере того, как это телесно-чувственное самоощущение укрепляется, Глубинное Я отождествляется, сливается с ним. В Эго возникает первая опорная структура — Непосредственное Я, ощущение себя как отдельного от других, чувствующего, эмоционального живого существа (первая перспектива у Кук-Гройтер). Происходит переход на следующую, качественно новую стадию.

3. Самоутверждающая стадия
(от «кризиса 3 лет» до 4-5 лет).

С возникновением в Самости ребенка опоры на Непосредственное Я, «Другой» перестает быть для него продолжением себя и становится отдельным субъектом, с которым он взаимодействует. Именно этот процесс первичной индивидуации и самоутверждения в отношениях с «Другим» является основным на данном этапе.

На этой стадии укрепляется граница между «я» и «другой» через самостоятельное действие ребенка, взаимодействие, противодействие, сопротивление и выработку программ защит и преодолений.
Здесь ребенок впервые говорит «я», и не просто «я», а «Я сам». Главное в его я-ощущении — это возможность своего действия, и проявления своей воли. Если до этого Самость опиралась на импульсивное «хочу/не хочу», то на данном этапе она опирается на «делаю, как хочу!».

Через противостояние реакциям взрослых формируются первые психологические защиты: прямое сопротивление через агрессию и непослушание, пассивное сопротивление через упрямство, истерики с валянием на полу, уход в себя и обиды, замыкание, вялость, болезни и т.п. В возрастной психологии эту стадию описывают как «кризис трех лет». В Самости, в структуре Непосредственного Я  этот опыт  закрепляется как паттерн или субличность «Бунтующее Дитя», который проявляется и в последующих этапах развития.

Эта стадия трудна для проживания, как для ребенка, так и для родителей. Значимость этой стадии для развития заключается в том, что на ней устанавливается первая индивидуальность. Жесткое подавление самоутверждения этой индивидуальности со стороны взрослых может привести к сложностям ее проявления на всех последующих стадиях развития. У взрослых это может выражаться через неуверенность в себе, слабый контакт со своими чувствами, сложность действовать и самопроявляться, через упрямство, агрессию и нарушение эмпатии.
В случае если ребенок на этой стадии, наоборот, не встречает понятных для себя ограничений, то нарушается ощущение границ между собой и «Другим». Свое самоощущение распространяется на других, нарушается восприятие потребностей и чувств других людей, что может проявляться как эгоцентризм в последующем развитии. Все эти нарушения индивидуации могут стать основой для разнообразных личностных расстройств у взрослых.

Тонкое измерение по-прежнему является ведущим для интеграции опыта проживания реальности Грубого измерения.

Глубинное измерение проявляется непосредственно в самом процессе индивидуации как источник глубинных способностей, индивидуальных интенций в личности. Они хорошо видны в игровой деятельности и в интересах ребенка.

Переход.
Благодаря развитию речи и мышления в сознании начинает появляться внутренняя символическая картина мира и себя. В памяти начинает формироваться личная история. Постепенно ребенок усваивает, интроецирует (без критики, по умолчанию включает внутрь себя) все эмоциональные реакции и интерпретации взрослых о себе и о мире. На  их основании он учится саморегуляции. В Эго начинает формироваться вторая структура  — Социальное Я, выполняющая функцию регулирования проявлений Непосредственного Я сначала через установки «можно-нельзя».

Возникновение первичной границы «я/не я» приводит к фрустрации потребности привязанности и безусловного принятия, а также к нарушению первичного состояния Единства, которое связано с Глубинным измерением. Стремление Самости ребенка восстановить это Единство с другими для получения поддержки и принятия приводит к возникновению нового паттерна в Непосредственном Я — субличности «Адаптивное дитя». Становятся значимыми установки в Социальном Я: каким необходимо быть, и как надо себя вести, чтобы тебя принимали. Происходит отождествление с этими установками, то есть с Социальным Я (вторая перспектива у Кук-Гройтер). Эго сформировано, и Самость переходит на следующую стадию Конформности.


Человек всегда, так или иначе, достигает стадии Конформности, если развитие происходит без выраженных нарушений, в результате которых структура Эго не может сформироваться или сильно повреждена (например, тяжелые поражения мозга, умственная отсталость, детская шизофрения и т.п.). В таких случаях самостоятельная адаптация в социуме невозможна и происходит только в пределах специального ухода и патронажа.

Мы считаем до/над заблуждением диагностирование у взрослых этих стадий развития. Психические паттерны, которые в таких случаях фиксируют исследователи через тесты/интервью, связаны с проявлением разных аспектов Эго у взрослых, а не с буквальной задержкой развития на ранних стадиях, когда Эго еще не сформировано.

Проявления «импульсивности», «эгоцентризма», «незрелых защит» и других «инфантильных» качеств, особенно в тестировании, могут быть маркерами очень разных аспектов Самости на более поздних стадиях развития:
-дисфункциональных состояний психики взрослых (личностные расстройства, кризисы и т.д.)
— проявления типа личности (темперамент)
— культурно-социальных особенностей (специфические правила-роли в профессиях риска, в социальных учреждениях (например, тюрьмы), маргинальных субкультурах и т.д. ).

Третья часть.

Первая часть.

*Примечание. Несмотря на то, что мы используем схожую с К.Уилбером терминологию в описании измерений сознания, в нашей концепции понимание измерений сознания отличается от представлений мистических восточных традиций, на которые опирается К.Уилбер.   В интегральной теории это прежде всего состояния сознания, которые переживаются на разных стадиях, относительно независимы от них и связаны с контекстом духовного развития по направлению от Грубого к Причинному (Глубинному).
В нашей концепции реальности всех трех измерений сознания являются равнозначными пластами сознания. Они не просто проявляются через состояния сознания, которые по-разному  интерпретируются на разных стадиях развития. В нашем понимании это прежде всего измерения (а не состояния), которые формируют базовые структуры системы Самости.
Непосредственную связь измерений со стадиями эго-развития также заметила Терри Д. О’Фаллон, но описывает эту связь немного в другом контексте: как постепенное проживание и освоение Грубого, Тонкого и Причинного пластов сознания по мере развития (от ранних «грубых» стадий эго к поздним «причинным»).

В нашем понимании Грубое, Тонкое и Глубинное измерения являются просто разными специфическими гранями единой трехмерной матрицы сознания, которые проживаются и проявляются определенным способом на всех без исключения стадиях, а не возникают последовательно друг за другом.

Авторы ©Алина Чумакова, Динара Бадаева. 2018
© www.integralpro.ru
Все права защищены. Использование материалов и цитирование возможно только с указанием авторов и источника.